После поимки опасного преступника, полиция приступила к проведению рутинных следственных действий с задержанным - обысков, допросов, опознаний, следственных экспериментов. Органам дознания осталось довести дело до суда, а нам предстоит узнать, какое наследие оставил после себя младший капрал Сипало с военной базы Аракан.

9. Пятно на асфальте

Череда чудовищных, кровавых преступлений, начавшаяся с хладнокровного убийства молодой женщины в январе 1980 года, как и полагается, завершилась заслуженной карой для убийцы. Однако по иронии судьбы, смертная казнь была приведена в исполнение не штатным палачом, а самим подозреваемым, не пожелавшим дожидаться решения суда и неизбежной виселицы.

Zambia Police Lusaka Division Душитель был доставлен в Центральное полицейское управление, в те времена выглядевшее несколько иначе

19 сентября, около полудня, во время очередного многочасового допроса, Сипало попросил у следователя разрешения отлучиться в туалет. В момент его конвоирования по коридору Центрального полицейского управления из комнаты для допросов в туалет, закованный в наручники Сипало, уличив удобный момент, оттолкнул сопровождавшего его (ныне покойного) помощника суперинтенданта Фуфу и кинулся вверх по лестнице.

Оторвавшись от конвоира, арестованный стремительно взбежал на последний, пятый этаж, ударом ноги распахнул дверь и выбрался на крышу, где располагались заполненные водой резервуары. Приблизившись к самому краю, он приказал преследовавшему его офицеру держаться на расстоянии.

Сотрудник полиции попытался урезонить беглеца, указав на бессмысленность намерений сбежать из здания, буквально «нашпигованного» силовиками, на что Сипало парировал, что его действия преследуют цель не столько вырваться из лап полиции, сколько избежать заключения в Мукобеко.

Мукобеко - тюрьма строгого режима в г. Кабве (Центральная провинция). В Мукобеко, крупнейшем исправительном заведении страны содержится большинство узников, ожидающих смертной казни. Следует отметить, что в Замбии ежегодно выносятся десятки смертных приговоров преступникам, обвиняемым в основном в убийствах или вооружённых ограблениях с отягчающими последствиями, однако эти приговоры в течение последних двадцати лет носят формальный характер, и фактически в стране действует негласный мораторий на смертную казнь. По крайней мере, последний раз смертные приговоры были приведены в исполнение 24 января 1997 года. Тогда были казнены 8 преступников, обвинявшихся по «тяжким» статьям. В тот же день тогдашний президент страны Фредерик Чилуба издал указ о помиловании 600 смертников. Такие президентские указы, как правило приуроченные к знаменательным датам, нередко издаются и по сей день.

На попытку полицейского приблизиться к подследственному, тот пригрозил совершить в буквальном смысле последний роковой шаг и, если понадобится, прихватить с собой на тот свет ещё одну жертву.

Утомительные переговоры с отчаянным преступником, собравшие у фасада знания полицейского управления десятки зевак, в конечном итоге оказались бесперспективными. Не поддавшись на настойчивые увещевания «поступить по-мужски и отдать себя в руки правосудия», звучавшие со стороны сотрудников полиции, подоспевших на помощь коллеге, и бойцов пожарной команды, прибывших на место происшествия из расположенного по соседству центрального пожарного депо, Сипало бросился вниз навстречу своей смерти.

Через мгновения справедливое возмездие настигло безжалостного убийцу, размазав по асфальту безжизненное тело человека, на протяжении долгих девяти месяцев державшего в оцепенении всю Лусаку и наводившего мистический ужас на приезжих гостей столицы.

University Teaching Hospital Стены главного медицинского учреждения страны немало повидали на своём веку

Очевидцы с отвращением наблюдали как вокруг распластанного на земле тела расползается багровое пятно. Столичный коронер Ной Кабамба констатировал смерть Лусакского Душителя, труп которого был доставлен в морг Университетского учебного госпиталя, превратившегося на некоторое время в центр паломничества горожан, ощущавших непреодолимую потребность взглянуть на тело монстра. Сотни людей хотели собственными глазами засвидетельствовать бесславную кончину человека, в течение долгих месяцев наводившего ужас на столицу.

Кровожадный злодей получил по заслугам, но это таинственное происшествие помешало сотрудникам следственной группы расставить все точки над «ï», детально разобраться в обстоятельствах и докопаться до истинных мотивов страшных преступлений, совершенных Душителем. Но, как позднее объяснил старший суперинтендант Мундия, «Сипало признался в совершении этих преступлений в дополнение к неопровержимым доказательствам, свидетельствующим против него. Что можно сказать наверняка, это то, что он воровал у своих жертв. Наиболее очевидными мотивами были грабежи и изнасилования».

В этом контексте представляется несколько наивным риторический вопрос, который в числе прочего задавали себе замбийские сыщики почти сорок лет назад, пытаясь разобраться в особенностях «загадочной» психологии грабителя, насильника и убийцы: «Почему он не грабил мужчин и охотился исключительно на молодых представительниц женского пола?» Современный читатель, которого, к сожалению, уже невозможно удивить или шокировать уровнем жестокости, цинизма и беспредела, благодаря мутному потоку криминальных новостей, ежедневно выплёскивающемуся на обывателя из всех доступных источников информации, скорее всего без особого труда ответит на этот вопрос.

О неискушённости тогдашних следователей свидетельствуют и безуспешные попытки понять, что могло стоять за нарочитой демонстративностью эскапад Душителя, проявлявшего болезненную страсть к рекламированию своих чудовищных злодеяний, выставлявшего растерзанные трупы своих жертв на всеобщее обозрение, разбрасывавшего вокруг принадлежащие им предметы.

Но, пожалуй, главной интригой и загадкой, на которую так и не был найден ответ, осталась личность соучастника Сипало. Две выжившие жертвы в своих показаниях настаивали на том, что преступник действовал не один, а в компании с другим мужчиной, одетым в униформу, однако не смогли подтвердить личность предъявленного им для опознания второго подозреваемого - Кеннета Калуэ, отсидевшего впоследствии лишь небольшой срок за соучастие в террористической деятельности в нарушение Закона об охране общественной безопасности.

Кто же в действительности этот таинственный сообщник (Калуэ или, возможно, другой соучастник преступлений Сипало), и какова его роль и степень ответственности в страшных злодеяниях? Не исключено, что опасный преступник, ушедший от ответственности и оставшийся на свободе, затаился на время, выбирая очередную жертву и дожидаясь удобного момента для нападения.

окончание истории 》

Игорь Швецов