В сети, расставленные сыщиками, наконец, попался опасный хищник, но насколько цепкой хваткой обладает полиция, чтобы удержать в своих руках добычу?

8. Штандартенфюрер с Бирма штрассе

Личность задержанного, доставленного в Центральное полицейское управление Лусаки, была оперативно установлена. Им оказался действующий военнослужащий Вооружённых сил Замбии, младший капрал Милтон Муфунгулва Сипало, проживающий в доме № 23 на территории военной базы «Аракан».

Burma Road Бирма роуд. Сорок лет назад по этой улице прохаживался самый опасный преступник Замбии

Примечательно, что эта база/штаб-квартира ВС Замбии расположена в столичном районе Риджуэй, примыкающем на северо-востоке к проспекту Независимости. Юго-восточная граница района проходит по Читукуко роуд, отделяющей его от Вудлендса. На юго-западе Риджуэй соседствует с Кабватой. Эти два района разделяет Бирма роуд, магистраль, протянувшаяся с юго-востока на запад Лусаки, до пересечения с проспектом Независимости. На этой улице, собственно и расположена военная база «Аракан» практически на равном удалении (а в отдельных случаях в шаговой доступности) от большинства фигурировавших в полицейских рапортах мест совершения преступлений.

17 сентября в присутствии подозреваемого полиция произвела обыск в его жилище, где были обнаружены, изъяты и доставлены в полицейский участок изобличающие убийцу улики, в том числе вещи девяти погибших от рук маньяка жертв – Регины Мунанги, Мэгги Мванзы, Мэри Чисанги, Розмари Муфулачумы, Фриды Нкубе, Регины Мумбы, Мириам Мвале, Миллиан Чипеты и Агнесс Кристины Мвеласы. Все найденные у подследственного предметы были опознаны родственниками жертв. Вещи двух выживших, Норы Соко и Жозефины Мукаташи, Сипало также хранил у себя дома.

Едва ли Душитель относился к числу горячих поклонников популярного советского сериала «Семнадцать мгновений весны», но он явно не хуже ловкача Штирлица владел приёмами ведения психологических поединков со своими идеологическими противниками. Попытки арестанта обосновать обнаружение в его доме имущества, принадлежащего потерпевшим, навевают смутные ассоциации с напряжённым эпизодом со спичками, в котором запертый в камере Максим Максимович Исаев виртуозно изобретает хитроумную «отмазку» по поводу того, как его «пальчики» могли оказаться на ручке чемодана русской радистки Кэт.

Когда Сипало были предъявлены вещественные доказательства его причастности к преступлениям, хитрый и изворотливый преступник принялся на ходу сочинять небылицы о том, что, якобы, припоминает, как однажды предложил незнакомой женщине вступить с ним в интимные отношения и пригласил её к себе домой, но, обнаружив у неё на животе следы от операции, отказался от этой затеи. Тем не менее, гостеприимный хозяин галантно позволил незнакомке и её малолетней дочери, которой немного нездоровилось, переночевать в его доме. Со слов Сипало, наутро гостья поспешно засобиралась в госпиталь показать ребёнка врачу, и они ушли, оставив на время свой багаж у него дома, за которым, по каким-то причинам, впоследствии не вернулись.

Разумеется, следователей не впечатлили лживые увёртки Сипало, не желавшего признаваться в своих злодеяниях. 18 сентября во дворе Центрального полицейского управления Лусаки было проведено опознание, в ходе которого свидетелям были предъявлены подозреваемый Сипало и его сообщник, другой военнослужащий, также в звании младшего капрала, по имени Кеннет Калуэ, проживавший на территории той же военной базы.

Помимо двух потерпевших женщин, Норы Соко и Жозефины Мукаташи, на опознание была приглашена Джойс Мвапе, продавщица из привокзального киоска в Камвале, к которой подозрительный военнослужащий дважды обращался с предложениями интимного характера, на что та отвечала решительным отказом, ссылаясь на свой замужний статус.

На вопрос о знакомстве с Калуэ свидетельницы ответили отрицательно. Однако, все они безоговорочно указали на Сипало как на человека, с которым имели несчастье повстречаться при известных обстоятельствах.

На требование полиции прокомментировать факт независимого опознания его тремя разными женщинами из нескольких случайных, подставных лиц, Сипало не стал отпираться, заявив, что в таком случае, вероятно, он и есть «тот самый человек, которого разыскивает полиция».

В тот же день, в 16-35 участники оперативной группы во главе с суперинтендантом Мундией провели серию следственных экспериментов, в ходе которых Сипало показал им отдельные места совершения преступлений, где, по его признанию, он погубил нескольких женщин, и где впоследствии были найдены останки нескольких его жертв.

Сперва он привёл полицию на место преступления между Кафуэ роуд и районом Джон Лэнг, где подробно рассказал полиции о том, как вместе с Калуэ расправился с Квалейлой Ситумбеко, бросив её труп на видном месте.

Затем он указал следователям другое место между автозаправочной станцией Impala и продуктовым магазином Thornpark, где ранее было обнаружено тело неопознанной жертвы. В ходе допроса, подозреваемый вновь указал на Калуэ как на соучастника убийства женщины, тело которой было обнаружено 10 февраля.

Затем он привёл полицейских к футбольной площадке средней школы в Камвале, где 13 марта они, якобы также на пару с Калуэ, оставили труп Хильды Банды.

Калуэ, которого Сипало настойчиво называл своим подельником, категорически отвергал свою причастность к убийствам. Более того, в его доме не было найдено ни одной вещи, принадлежащей жертвам. Полиция изъяла пару белых простыней и наволочек, которые, как стало известно, он передал своей матери, проживающей в Монгу. Однако эти вещи не были приобщены к делу, поскольку не значились в списке предметов, похищенных у убитых женщин и двух потерпевших.

Тем не менее, в дальнейшем Калуэ всё же был помещён под стражу и отдан под суд, после того как ему была инкриминирована вероятная причастность к деятельности жестокой террористической группировке Адама Мушалы, активизировавшейся в Северо-Западной провинции страны в середине 70-х - начале 80-х годов.

Адам (Адамсон) Мушала некогда был представителем весьма мирной профессии смотрителя Национального парка. Мушала утверждал, что является чуть ли не ветераном борьбы Замбии за национальную независимость, хотя эти заявления не подтверждаются ни одним свидетельством из официальных источников. В период с 1976 по 1982 годы, вдохновлённый примером Жонаша Савимби, основателя повстанческого движения и политической партии УНИТА в соседней Анголе, не добившийся высоких министерских постов Мушала, затаив обиду на замбийские власти, принялся агитировать за отделение от страны Северо-западной провинции и развязал активную партизанскую войну против правительства Кеннета Каунды, сжигая деревни, похищая женщин и детей и превращая последних в послушных солдат для своей растущей армии. Обладая звериным чутьём, ловкостью и чуть ли не магической силой, неуловимый партизанский лидер ловко уходил от преследования, буквально растворяясь в воздухе под носом у идущих по его следу спецназовцев. Однако по наводке одной из многочисленных «жён» террориста, военным в конце концов удалось выследить и ликвидировать «врага народа», которого в лесной чаще настигла пуля, выпущенная из ружья молодого капрала ВС Замбии.

По одной из версий следствия, преступная группа в составе Калуэ, Сипало и двух членов «банды Мушалы» - неких Мусомпо и Фири в период с октября 1979 по февраль 1980 гг., якобы, вынашивала планы и вела активную подготовку к масштабной террористической операции, предусматривавшей, в частности, массовые убийства молодых женщин, и преследовавшей таким образом цель посеять страх среди населения, создать хаос в обществе и дестабилизировать обстановку в стране, угрожавшую свержением законного правительства Кеннета Каунды.

Кеннет Дэвид Каунда, первый Президент Замбии (президентский срок: 24 октября 1964 – 2 ноября 1991), лидер леворадикальной Объединённой партии за национальную независимость / ЮНИП. Ныне здравствующий политик родился 28 апреля 1924 года. Автор концепции «замбийского гуманизма» (апрель 1967 года), основанной на строгом государственном регулировании экономики и отвергавшей капиталистические отношения. В 1968 году распустил парламент, а в 1969 году затеял болезненный процесс национализации, прежде всего в ведущем медедобывающем секторе экономики. В конце 1972 года в стране была введена однопартийная система. Новый курс правящей партии привёл к дефициту основных продовольственных товаров, подстегнул безудержный рост инфляции и безработицы, постепенно превращая Замбию в одну из беднейших стран. В 1991 году на фоне забастовочного и протестного движения против сложившейся социально-экономической ситуации, Каунда был вынужден согласиться на проведение выборов на многопартийной основе, в конечном итоге уступив власть победившей партии Движения за многопартийную демократию, положившей конец эпохе «замбийского гуманизма».

Впрочем, проведя за решёткой два года, Калуэ был выпущен на свободу по амнистии.

А история бравого капрала ВС Замбии Милтона Сипало, по совместительству убийцы-маньяка, долгих девять месяцев державшего в осаде целый город, на этом не заканчивается. О том, какой сюрприз приготовил Лусакский Душитель своим пленителям, вы узнаете в следующей главе.

продолжение 》

Игорь Швецов