продолжение истории о поимке изувера Бернарда Гилберта Чилалы

2. Урок журналистской этики

45-летним мужчиной, помещённым после медицинского осмотра в камеру следственного изолятора, оказался некий Бернард Гилберт Чилала, разыскиваемый по подозрению в совершении многочисленных преступлений.

На момент задержания преступника в разработке следственных органов находилось свыше трёх десятков нераскрытых дел об убийствах, совершённых по большей части в Лусаке и её пригородах, а также в ряде других провинций в период с 1989 по 1999 год.

Накопленный по большинству эпизодов внушительный массив прямых улик и свидетельских показаний, находившийся в руках следствия при подготовке обвинительного заключения по делу Чилалы, указывал на то, что убийства, с высокой долей вероятности, были совершены одним и тем же лицом. Большинство преступлений объединяли схожие обстоятельства и характерные детали совершения убийств.

Жертвами преступника становились в основном пожилые люди, в том числе семейные пары, с которыми неизвестный преступник заводил знакомство, прежде чем жестоко расправиться с несчастными. В качестве орудия преступлений в полицейских протоколах чаще всего фигурировали топоры, кирки и мотыги.

Известно также, что следственные органы не исключали вероятность причастности к серийным убийствам в Лусаке и других городах некоего беглого преступника, осуждённого в 1996 году за совершённое в Монзе (Южная провинция) убийство трёх членов одной семьи. Отправленный по приговору суда в психиатрическую клинику убийца сбежал через несколько дней и был объявлен в розыск.

Особый резонанс в обществе вызвало громкое убийство бывшего вице-спикера Национальной Ассамблеи Замбии Леонарда Комбе и его супруги Элизабет, послужившее толчком для сформирования 7 февраля 1999 года специальной следственной группы, подобной той, что занималась расследованием дела «душителя» Сипало в 1980 году, когда на розыск преступника были брошены лучшие силы замбийской полиции.

Уже в первый месяц работы этого спецподразделения, местная пресса со ссылкой на источник, близкий к полицейским кругам, рапортовала о том, что в сети полиции, наконец, попал предполагаемый серийный убийца. Этот источник утверждал, что некая подозрительная личность с сомнительным прошлым по имени Ланело Машово, несмотря на отсутствие веских улик, свидетельствующих о его причастности к расследуемой серии убийств, даёт показания следственным органам, в ходе допросов демонстрируя информированность о деталях преступлений, особенно тех, что были совершены в Лусаке, и которые могут быть известны лишь самому убийце.

Кроме того, из восьми свидетелей, приглашённых тогда в полицейский участок Вудлендса на опознание предполагаемого убийцы, двое указали на Машово как на человека, который, якобы, проживал какое-то время на ферме их погибших родственников. Впрочем, другие шестеро свидетелей затруднились с ответом на вопрос о знакомстве с задержанным. Впоследствии, ввиду отсутствия достаточных доказательств против Машово, ему не было предъявлено никаких обвинений.

Однако вскоре эта история получила неожиданное продолжение. Как выяснилось, на Машово как на предполагаемого убийцу полиции указали сотрудники редакции газеты Zambia Daily Mail, в которую мужчина, располагавший некоторыми сведениями, связанными с преступлениями, обратился в качестве информатора.

Председатель Ассоциации независимых СМИ Замбии Дэвид Симпсон обрушился с резкой критикой в адрес газеты, в нарушение принципов журналистской этики «слившей» полиции свой источник информации, который журналисты обязаны беречь как зеницу ока, независимо от конкретных обстоятельств.

продолжение 》

Игорь Швецов