6 июня в ходе процесса по делу о гибели Вивиан Банды Высокий суд Лусаки под председательством судьи Апелляционного суда Чалве Мченги заслушал показания очередного свидетеля – 39-летнего инспектора полиции Эдвина Чикатулы из полицейского участка в Нгомбе, производившего арест отца семейства Пола Пандалы Банды, обвиняемого в убийстве. По данным следствия, 64-летний Банда в ночь с 27 по 28 октября 2015 года из принадлежащего ему охотничьего ружья застрелил свою супругу Вивиан.

31 октября 2015 года, пока подозреваемый, получивший в ходе ссоры с сыном черепно-мозговую травму средней тяжести, приходил в себя на больничной койке, Чикатула внимательно изучил материалы по делу об убийстве Вивиан Илукены и посетил дом, где было совершено преступление, пообщавшись с детьми, в одночасье лишившихся сразу обоих родителей. За несколько дней, прошедших с момента трагедии, место преступления, ранее осмотренное следственной группой, уже успело подвергнуться тщательной уборке.

Инспектор Чикатула выразил уверенность в несостоятельности выдвигаемой стороной защиты теории о том, что женщина, якобы, могла быть убита проникнувшим в дом неизвестным грабителем. По мнению офицера полиции, версия о некоем таинственном убийце не выдерживает критики, поскольку в этом случае зачем бы сыну супружеской пары понадобилось сразу после происшествия совершать жестокое избиение отца, если тот был непричастен к гибели матери.

Полицейский нисколько не сомневается в том, что в спальне в тот злополучный вечер находились лишь двое супругов, один из которых произвёл роковой выстрел из ружья, принадлежавшего хозяину дома и хранившегося в спальне.

На замечание государственного защитника о том, что у обвинения нет веских оснований утверждать, что обвиняемый намеренно взял в руки оружие с целью убить жену, свидетель пояснил, что не располагает информацией о побудительных мотивах убийцы или о конкретных обстоятельствах, при которых была застрелена жертва, и может лишь с уверенностью утверждать, что женщина была убита в спальне супругов, при этом следствием доказано, что роковой выстрел был произведён из винтовки Пола Банды.

По версии стороны обвинения, основанной, в первую очередь, на показаниях непосредственных свидетелей преступления - детей супружеской пары, убийство совершил муж жертвы, который был арестован 11 ноября, сразу после выписки из больницы. В момент, когда подозреваемому были зачитаны его права, арестованный предпочёл хранить молчание.

В то же время, следственные органы не стали возбуждать дело о побоях, нанесённых пожилому мужчине его сыном, ввиду отсутствия соответствующего заявления от жертвы.

В январе 2016 года до начала процесса, когда на предварительном заседании мирового суда подозреваемому были предъявлены первые официальные обвинения в убийстве, Банда нанял четырёх адвокатов для выстраивания линии защиты и представления его интересов в судебных инстанциях. В списке представителей Банды оказалось, в частности, имя Мулило Кабеши, известного и весьма успешного юриста из города Кабве, учредителя адвокатского бюро Kabesha & Co. Пару лет назад г-н Кабеша проявил сострадание и участие в судьбе Джанет Нджиму, престарелой матери братьев-убийц Майлони, ликвидированных в Центральной провинции в июне 2013 года.

Спустя два месяца слушания по делу Пола Банды продолжились в Высоком суде Лусаки. На одном из его заседаний, состоявшемся 21 апреля, выступили главные свидетели обвинения – Чиливе и Пол Банда-младший, дочь и сын подсудимого. Как следует из их показаний, в семье всегда царила дружная обстановка. Отношения между родителями были ровными, тёплыми, замешанными на любви, уважении и взаимопонимании, что также отмечали люди из их близкого окружения.

По утверждению Чиливе, её мама последнее время очень переживала за отца, здоровье которого в последнее время заметно пошатнулось - пожилой мужчина страдал серъёзными проблемами с памятью на фоне хронической гипертонии и диабета. Женщина постоянно уговаривала мужа поберечь здоровье и существенно сократить количество дел, за которые он брался. Впрочем, дела в семейной адвокатской конторе шли и без того ни шатко, ни валко, и родители обращались к дочери, профессиональному финансисту, за консультацией, с просьбой оценить финансовое состояние фирмы.

Во вторник, 27 октября семья отмечала 60-летний юбилей матери - Вивиан Илукены. Ничто в тот день не предвещало беды. После небольшого праздничного застолья, прошедшего в традиционно доброжелательной и шутливой атмосфере, члены семейства в благодушном настроении разошлись по своим комнатам, пожелав друг другу спокойной ночи.

В промежуток между часом и двумя часами ночи, детей разбудил разорвавший ночную тишину громкий хлопок и пронзительный крик матери. Вскочив с кровати, Пол почувствовал, как бешено колотится сердце от ощущения непоправимой беды. Буквально в несколько прыжков мужчина преодолел расстояние до спальни родителей и распахнул дверь, за которой его ждала страшная картина. Увидев лежащую в лужи крови мать, мужчина предпринял отчаянную попытку остановить обильное кровотечение, зажав огромную рану в правой части живота женщины. Ещё больше его шокировал растерянный вид отца, стоящего возле стены с опущенными руками и потухшим взглядом. Не став тратить время на бессмысленные распросы – всё и так было ясно, как божий день, сын в ярости набросился на отца с кулаками, нанеся тому серьёзные увечья и в довершение ко всему несколько раз ударив его по голове прикладом валяющегося рядом ружья.

К слову сказать, по воспоминаниям Пола Банды-младшего, отец, владевший двумя винтовками, после случая с угоном автомобиля, принадлежащего его сестре, завёл обыкновение отпугивать воров выстрелами в воздух.

Судебный процесс по делу об убийстве Вивиан Илукены Банды продолжается

Игорь Швецов