11 августа 2016 года в Замбии состоялись очередные всеобщие выборы главы государства, депутатов Национальной Ассамблеи, руководителей муниципалитетов и органов местного самоуправления.
Одновременно, в ходе выборов представителей властных структур граждане Замбии приняли участие в общенациональном референдуме, где им предстояло утвердить обновлённую редакцию Билля о правах и внесение изменений в соответствующую статью 79 Конституции страны.
Большинство международных наблюдателей и представителей неправительственных организаций отметили в целом мирный характер прошедших выборов и небывалую активность избирателей, с раннего утра занимавших место в длинных очередях, выстроившихся у дверей избирательных участков задолго до их открытия.
По данным, опубликованным общественной организацией Центр информации по освещению выборов в Замбии, в назначенное время на территории страны открылось лишь немногим более 80% избирательных участков
Если в январе 2015 года при общей численности зарегистрированных избирателей в 5,2 млн. человек на выборы явилось немногим более 1,6 млн. человек (32,4%), то в августовских выборах 2016 года приняло участие 3,8 млн. человек, что составило 56,4% от общего числа в 6,7 млн. зарегистрированных избирателей.
В борьбу за президентское кресло в паре со своими партнёрами по президентской гонке – кандидатами на пост вице-президента вступили лидеры девяти политических партий, однако выборы главы государства по сути превратились в арену ожесточённого противостояния двух основных соперников – лидера правящего Патриотического фронта (ПФ), действующего президента страны Эдгара Лунгу и президента Объединённой партии за национальное развитие (ОПНР) Хакаинде Хичилемы.
Эдгар Лунгу занял президентский пост в январе 2015 года по итогам досрочных выборов, последовавших за кончиной тремя месяцами ранее прежнего президента Майкла Саты (6 июля 1937 – 28 октября 2014), набрав 48,3% голосов, обеспечивших ему победу над Хакаинде Хичилемой (46,7%) с небольшим отрывом в 27,8 тыс. голосов. Остальные 5% тогда поделили между собой представители других 9-ти оппозиционных партий. Досрочные выборы 2015 года прошли в рамках устоявшегося правового и конституционного поля, послужившего основой проведения предшествующих выборов 2011 года, когда оппозиционный на тот момент Патриотический фронт пришёл к власти, отобрав бразды правления государством у Движения за многопартийную демократию (ДМД), стоявшего у руля в течение двух десятилетий.
Всеобщим выборам 2016 года предшествовало принятие целого ряда поправок к Конституции и законодательных актов, положенных в основу существенного пересмотра отдельных положений избирательного права.
В частности, среди наиболее важных нововведений в избирательном режиме - замена прежнего порядка выборов главы государства простым (относительным) большинством голосов на систему голосования абсолютным большинством (50%+1 голос), в условиях участия в выборах значительного числа партий предполагающую высокую вероятность второго тура. Выборы депутатов Национальной Ассамблеи, мэров и руководителей органов местного самоуправления в отличие от президентских выборов сохранили прежнюю систему голосования простым большинством. Весьма болезненным для многих народных избранников оказалось повышение образовательного ценза для соискателей депутатских мандатов и кандидатов на пост руководителей органов местного самоуправления, которые по новым правилам обязаны предъявлять избирательной комиссии свидетельство о законченном среднем образовании. Ряд чиновников высокого ранга по этой причине вынуждены были отказаться от участия в выборах.
В завершившейся президентской гонке, согласно новым правилам, кандидаты на высший пост страны выступили в тандеме с партнёрами – кандидатами на пост вице-президента, что должно в дальнейшем исключить необходимость проведения в экстренных ситуациях, таких как смерть действующего главы государства, дорогостоящих перевыборов. Вместе с тем, участие в выборах парных кандидатур с учётом специфики замбийской политики, где факторы региональных и этнических связей играют едва ли не первостепенную роль, теоретически должно было бы определённым образом сказаться на характере предпочтений избирателей по географическому признаку.
Географические ареалы преимущественного проживания этнической группы бемба в границах провинций Северная, Луапула и Мучинга, а также Восточная провинция, родина действующего президента, традиционно обеспечивают максимальный перевес в голосах в пользу Патриотического фронта. Южная провинция, где доминирует этническая группа тонга, представителем которой является Хакаинде Хичилема, а также Западная (лози) и Северо-западная (лунда и каонде) неизменно голосуют за ОПНР.
Однако, на практике этот фактор, по большей части благодаря силе инерции, по существу оставившей «за кадром» фигуры «вторых лиц», не нашёл заметного отражения в общей картине. На традиционный шаблон в распределении голосов региональных «групп поддержки» не смог повлиять сколь-нибудь существенным образом тот факт, что Эдгар Лунгу выбрал в качестве своего партнёра г-жу Инонге Вину, родом из Западной провинции, являющейся одной из «цитаделей» ОПНР, а кандидатом на пост вице-президента от ОПНР выступил Джеффри Мвамба, выходец из Северной провинции, традиционно голосующей за ПФ.
Полтора года, прошедшие с момента последних выборов, отмечены заметными переменами в расстановке сил на политической сцене. Некоторые бывшие «тяжеловесы», составлявшие некогда основу правящего режима и стоявшие у истоков партии, разочаровавшись в кадровой политике Патриотического фронта и в авторитарных, волюнтаристских методах управления действующей администрации, переметнулись в лагерь оппозиции, окончательно размежевавшись со своими бывшими соратниками. В их числе бывший вице-президент страны Гай Скотт, другие высокопоставленные чиновники в ранге заместителей министра, такие как Майлз Сампа, Обвиос Мвалитета и Муленга Сата (сын покойного президента и основателя Патриотического фронта).
Размежевание произошло и в стане бывшей правящей партии - Движения за многопартийную демократию, расколовшейся на две фракции, одна из которых под руководством бывшего министра торговли и промышленности Феликса Мутати выступила за альянс с Патриотическим фронтом, другая, возглавляемая её президентом Неверсом Мумбой, отдала предпочтение ОПНР.
О поддержке кандидатуры Эдгара Лунгу на пост президента заявил и бывший президент страны (и прежний лидер ДМД) Рупия Банда. Внутрипартийные разногласия и борьба за лидерство в партии между Феликсом Мутати и Неверсом Мумбой, развернувшаяся в преддверие президентской гонки и закончившаяся разбирательством в суде, вынесшим постановление в пользу последнего, оставили ДМД «за бортом» президентских выборов 2016 года.
В понедельник, 15 августа, спустя трое с половиной суток напряжённого ожидания, прошедших после закрытия избирательных участков, в условиях нарастающего градуса противостояния между противоборствующими лагерями и неоднократно переносившегося оглашения результатов, Центризбирком Замбии завершил чрезмерно затянувшийся подсчёт голосов, объявив победителем действующего президента Эдгара Лунгу.
Неоднократные переносы сроков объявления результатов и задержки в подсчёте голосов по официальным заявлениям объяснялись непредвиденно высоким процентом явки избирателей.
По сумме голосов, собранных со всех 156 избирательных округов страны, лидер Патриотического фронта набрал 1.860.877 голосов, составивших абсолютное большинство – 50,35% общей численности избирателей, принявших участие в голосовании. Пришедший к финишной прямой вторым Хакаинде Хичилема заручился поддержкой 1.760.347 сторонников (47,63%). Каждому из семи остальных участников президентских выборов, поделивших между собой оставшиеся 2%, досталось от 0,06 до 0,65% голосов.
В процессе изрядно затянувшегося поэтапного объявления сводных результатов развернулась острая полемика между Хакаинде Хичилемой, принявшим со своей внушительной группой поддержки активное участие в мониторинге процесса голосования на местах, в том числе в рамках так называемого «параллельного подсчёта голосов», и руководством Центризбиркома, которое, по убеждению ОПНР, в сговоре с администрацией занималось откровенной манипуляцией результатами волеизъявления граждан.
Сразу после завершения подсчёта голосов и объявления победителя, лидер ОПНР обрушился на своего оппонента с обвинениями в подлоге, заявив, что победа была у него украдена, и назвал прошедшие выборы «заговором против процесса демократизации в Замбии».
Сомнение в справедливости результатов подсчёта голосов и недоверие к деятельности ЦИК выразила в довольно резкой форме и лидер Форума за демократию и развитие г-жа Эдит Навакви, занявшая в президентской гонке третье место и также пригрозившая оспорить результаты выборов в суде. Впрочем, о «серьёзности» этих угроз можно судить по её более поздним заявлениям, в которых она указывает на бесперспективность и даже вред петиций против избранного президента для экономики страны, лишённой на долгие месяцы правительства, оказавшейся на перепутье и застывшей в напряжённом ожидании на время затяжных судебных разбирательств.
Ещё до объявления итоговых результатов оппозиция высказывала недовольство по поводу отсутствия на многих избирательных участках достаточного количества бланков сводных ведомостей, которые после заполнения сотрудниками участковых комиссий должны были скрепляться подписями всех заинтересованных лиц и передаваться в распоряжение представителей политических партий для последующей верификации результатов. В этой ситуации многие наблюдатели вынуждены были фотографировать ведомости на мобильные телефоны.
Представители партий обращали внимание на отдельные факты переуступки полномочий председателей местных избирательных комиссий накануне или в процессе выборов. Некоторые чиновники местных администраций совмещали обязанности председателей сразу нескольких участковых комиссий.
По мере объявления промежуточных итогов, в СМИ просачивалась информация о различных происшествиях, таких как задержание в вычислительном центре компьютерной обработки данных, поступающих со всех избирательных участков, некоего «специалиста – хакера» со «шпионской аппаратурой», якобы, работающего по заданию Патриотического фронта, случаи запугивания и физического воздействия на партийных наблюдателей со стороны функционеров правящей партии, обеспечивавших себе бесконтрольный доступ к урнам для голосования, обнаружение пачек заранее промаркированных бюллетеней, а также таинственное исчезновение на ряде участков сотен, а порой и тысяч бюллетеней, поданных в пользу ОПНР.
В качестве характерного примера вопиющих злоупотреблений Хакаинде Хичилема в ходе одной из пресс-конференций назвал случай с пропажей 14.039 бюллетеней избирателей, проголосовавших за ОПНР в столичном округе Каньяма. После того как эти бюллетени были позднее обнаружены в мусорном баке и приплюсованы к итогам, общее число голосов, поданных за ОПНР, должно было вырасти с 17.985 до 32.024, однако, по утверждениям оппозиционного политика, ЦИК объявила окончательную цифру в 30.892 голоса.
Впрочем, официальная пресса также не скупилась на встречные претензии в адрес оппозиции, помимо прочего обвиняя сторонников Хакаинде Хичилемы в хищении бюллетеней, ведомостей и другой документации отдельных избирательных комиссий, в том числе с применением насилия.
Сторонники Хичилемы в нескольких городах Южной провинции (в частности в Монзе, Мазабуке и Чоме), недовольные результатами выборов, вышли на улицы с протестами, блокируя улицы и поджигая автомобильные покрышки. Сотни человек, участвовавших в столкновениях с сотрудниками органов правопорядка, были арестованы.
22 августа Независимый орган контроля в сфере телерадиовещания (IBA) «приостановил» лицензию частной телевизионной компании MUVI Television, наиболее оперативно и подробно освещавшей в режиме реального времени ход выборов, представлявшей достаточно полную и взвешенную картину событий, в том числе с точки зрения оппозиции.
В этот день сотрудники полицейского спецназа ворвались в здание телестудии посреди вечернего новостного эфира, прервали вещание, отключив все передатчики, и силой вытолкали всех сотрудников станции на улицу.
Этот шаг, по заявлению председателя Совета директоров IBA бригадного генерала Джастина Мутале, явился реакцией на «непрофессиональное поведение» станции в преддверие, в период проведения и по завершении выборов, создающее «угрозу национальному миру и стабильности». Одновременно по аналогичным причинам были отозваны лицензии у двух радиостанций – столичной Komboni и Itezhi-Tezhi в Центральной провинции.
Лицензия радиостанции Itezhi Tezhi была восстановлена спустя неделю после отзыва. Руководству студии, направившему апелляцию в IBA, удалось убедить регулятора в своём искреннем раскаянии и выполнении «работы над ошибками» - к ведущему программы, один из гостей которой выступал в эфире с призывами к насилию, были применены меры административного воздействия. В «покаянном заявлении» также отмечалось, что радиостанция является едва ли ни единственным источником информации в регионе.
Многие международные наблюдатели, в первую очередь представители стран Евросоюза, стараясь в своих официальных заявлениях и комментариях о ходе избирательной кампании сохранять нейтралитет, отмечали, тем не менее, небезосновательность претензий оппозиционных политиков, по крайней мере, в части обвинений в адрес местных правительственных СМИ в предвзятости и фаворитизма в пользу действующей власти. Ситуацию усугубила нашумевшая история с крупнейшей независимой газетой The Post, главным информационным рупором оппозиции, работа которой под благовидным предлогом неурегулированных налоговых обязательств была приостановлена правительством в конце июня, в самый разгар избирательной кампании.
Кроме того, Патриотический фронт, по мнению представителей миссии наблюдателей от ЕС, заметно злоупотреблял положением правящей партии, нередко используя государственные административные и финансовые ресурсы в интересах проведения своих избирательных кампаний. Нарочитое проведение в этот период торжественных церемоний пуска в эксплуатацию целого ряда инфраструктурных объектов способствовало существенному размыванию грани между государством и правящей партией, существенно усиливая её позиции.
А Совет старейшин Центра информации по освещению выборов в Замбии ещё задолго до 11 августа высказывал озабоченность по поводу узкопартийного подхода отдельных государственных чиновников, активно вмешивающихся в политику, навязывающих окружающим свои политические взгляды и открыто призывающих голосовать за правящую партию.
Тем временем, объявленный победителем президент Эдгар Лунгу заявил, что ни при каких обстоятельствах не намерен уступать победу, завоёванную в честном поединке, и не собирается покидать вверенный ему гражданами страны пост. Воодушевлённый победой на выборах лидер Патриотического фронта заверил своих сторонников в том, что новое правительство направит усилия на улучшение социального положения народа, существенно пошатнувшегося в условиях высокой инфляции, повышения цен на продукты питания и роста безработицы, подстёгиваемого приостановкой деятельности многих добывающих предприятий.
Вместе с тем, в преддверие предстоящих в ближайшее время переговоров с МВФ по вопросам привлечения пакета финансовой помощи, Эдгар Лунгу подтверждает готовность предпринять «болезненные, но необходимые меры» для восстановления роста экономики, включая сокращение государственных субсидий. На встрече с избирателями после объявления результатов голосования, вновь избранный президент заявил, что «следующие пять лет будут наполнены напряжённой работой», предупредив, что «медового месяца» (времени на «раскачку») не будет.
В числе первых международных деятелей, поспешивших поздравить Лунгу с победой и мирным проведением выборов – бывший президент США Джимми Картер, позвонивший ему спустя несколько часов после объявления результатов и пожелавший успехов в деле объединения нации и обеспечения мира и стабильности. Аналогичные пожелания прозвучали в телефонном разговоре переизбранного главы государства с бывшим генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном. Бывший президент Танзании Джакая Киквете, возглавивший миссию наблюдателей от стран Британского содружества, тем же вечером нанёс визит вежливости в президентский дворец.
В официальном заявлении от 15 августа из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке генеральный секретарь Пан Ги Мун поздравил граждан Замбии с «мирным» и «упорядоченным» проведением выборов и референдума, напомнив представителям всех политических партий об ответственности, призвав к отказу от насилия и от использования в своих высказываниях «непарламентских» выражений и «языка ненависти».
На волне победных реляций, в различных источниках информации в тот же день начали появляться противоречивые сообщения о том, что иннаугурационный комитет, якобы, уже приступил к подготовке торжественной церемонии присяги, которая, согласно действующей Конституции, проводится во вторник, следующий за окончанием недели после объявления победителя. Однако, с учётом сложившейся ситуации власти сочли за благо не торопиться с официальным объявлением даты инаугурации. В субботу 20 августа секретарь кабинета Роланд Мсиска заявил о приостановке приготовлений к этому мероприятию, первоначально намеченному на 23 августа, сославшись на конституционный регламент.
В пятницу 19 августа юристы ОПНР передали в Конституционный суд официальную петицию от имени Хакаинде Хичилемы и его вице-президента Джеффри Мвамбы с исковым заявлением против президента Эдгара Лунгу (главного ответчика), вице-президента Инонге Вины и председателя Центризбиркома Эсау Чулу. В заявлении содержались требования аннулировать решение о присуждении Лунгу победы, дисквалифицировать его за грубые нарушения законодательства и несоответствие требованиям, предъявляемым Конституцией к главе государства, временно возложив обязанности президента на спикера Национальной Ассамблеи.
В числе прочего, авторы петиции напомнили о том, что незадолго до выборов Конституционный суд признал незаконными действия президента, «забывшего» уволить членов кабинета одновременно с роспуском парламента за 90 дней до выборов. Статья 104 (3) Конституции Замбии, на которую ссылаются авторы петиции, гласит, что в случае подачи петиции против действующего президента или аннулирования результатов выборов спикер парламента принимает на себя все функции главы исполнительной власти за исключением полномочий осуществлять назначения и объявлять роспуск Национальной Ассамблеи.
Истцы призвали Конституционный суд изъять у Центризбиркома и принять на ответственное хранение урны для голосования и всю сопутствующую документацию, перекрыв к ним доступ со стороны представителей ЦИК и властных структур, и организовать повторный пересчёт голосов, в том числе по признанным недействительными бюллетеням. По действующему законодательству Конституционный суд в течение двух недель обязан рассмотреть петицию и вынести окончательный вердикт, который не может быть оспорен сторонами в других судебных инстанциях.
В последствии расплывчатая формулировка статей 101 (5) и 103 (2) Конституции, устанавливающих абстрактный четырнадцатидневный период для рассмотрения петиции без указания его параметров (календарные или рабочие дни) и порядка исчисления, явилась камнем преткновения при определении крайнего срока вынесения решения по данному делу.
В тот же день пресс-секретарь президента Амос Чанда выступил с опровержением активно муссируемых в информационном пространстве слухов и спекуляций на тему о том, что в условиях неопределённости и ожидания решения Конституционного суда, спикер парламента Патрик Матибини, якобы, временно принимает на себя обязанности главы государства и намерен обратиться к народу с соответствующим официальным заявлением по национальному радио и телевидению.
29 августа Конституционный суд под председательством г-жи Хильды Чибомбы рассмотрел два важных организационных вопроса, связанных с требованиями истцов: о временной передаче президентских полномочий спикеру парламента и изъятии материалов избирательной комиссии, постановив, что по первому вопросу решение будет вынесено 30 августа, по второму - 31 августа.
До этого слушания в Конституционном суде неоднократно откладывались по техническим причинам, в том числе ввиду задержек в передаче комплектов документов стороне ответчика, а в дальнейшем генеральному прокурору, подключённому к процессу. Представители президента и вице-президента ссылались на целый ряд взаимоисключающих и конфликтующих между собой положений петиции, отмечали безосновательность претензий, неподтверждённых фактами и свидетельствами, заявляли о нерелевантности ссылок на конкретные конституционные нормы, указывали на обобщённость характеристик, отсутствие конкретики, а также на скандальный характер заявлений истцов и фривольную манеру изложения фактов. Из петиции, формат которой, по мнению ответчиков, не соответствует правилам Конституционного суда, они требовали изъять значительные фрагменты. В то же время представители Лунгу категорически возражали против рассмотрения заявления Хичилемы и его команды о необходимости внесения отдельных изменений в текст петиции (в том числе представления дополнительных свидетельств) спустя неделю после её предъявления, так как это может повлечь за собой необоснованные задержки в её рассмотрении. Уже на подготовительной стадии Конституционный суд отказался принимать к рассмотрению приложенные к петиции ОПНР письменные заявления 52 свидетелей, мотивируя отказ тем, что эти заявления были представлены не одномоментно при подаче петиции, а частями.
30 августа, однако, постановления по вопросу о передаче президентских полномочий вынесено не было в связи с просьбой адвокатов стороны ответчика предоставить им два дня на получение инструкций от своего клиента (Лунгу), при том, что на 2 сентября (последний день двухнедельного срока, отведённого на вынесение окончательного решения) были назначены слушания по субстантивной части петиции.
31 августа Конституционный суд отказал ОПНР в удовлетворении требования об изъятии выборных материалов, мотивируя отказ отсутствием у стороны истца достаточных оснований опасаться того, что ЦИК может внести правки и искажения в их содержание. При этом, суд напомнил о законодательных нормах, относящих обязанности по обеспечению сохранности документации, связанной с выборами, исключительно к компетенции ЦИК.
Кроме того, незадолго до этого генеральному прокурору Ликандо Калалуке было поручено взять у сотрудников архива Конституционного суда показания под присягой, указывающие на отсутствие в распоряжении суда достаточных площадей и технических возможностей для хранения материалов, которые согласно требованиям ОПНР должны быть изъяты у Центризбиркома.
В ходе решающего заседания 2 сентября суд отказался принять к рассмотрению предъявленные ОПНР дополнительные свидетельства нарушений в ходе выборов, (в том числе видеоматериалы телерадиовещательной корпорации ZNBC и документы ЦИК), указав на то, что это может существенно затянуть принятие решения.
Сам процесс, под предлогом урегулирования многочисленных процедурных формальностей сдвинутый на последний день, сопровождался задержками в рассмотрении предметных вопросов и неоднократными перерывами, лишая представителей оппозиции возможности обстоятельно и полноценно изложить свою развёрнутую позицию. Накануне заявление истцов о необходимости продления срока вынесения окончательного вердикта для более тщательной проработки организационных вопросов, более детального и справедливого рассмотрения дела также было категорически отвергнуто единоличным решением судьи Конституционного суда г-жи Энн Мвевы-Ситали со ссылкой на установленный конституционным регламентом двухнедельный срок, истекающий 2 сентября в 23 часа 59 минут.
Оппозиционная пресса в контексте обсуждения темы независимости и неангажированности судей не преминула обратить внимания на тот факт, что судья Мвева-Ситали, настойчиво и планомерно отвергавшая в ходе предварительных слушаний любые доводы и аргументы истцов, является супругой известного замбийского предпринимателя Джорджа Ситали, владельца строительно-консалтинговой компании Brian Colquhoun, Hugh O’Donnell & Partners Zambia, одного из крупнейших получателей государственных подрядов на реализацию многомиллионных инфраструктурных проектов правящего режима. Накануне ОПНР было отказано в требовании вынести на рассмотрение коллегиального заседания суда вопрос интерпретации статей 101 и 103 Конституции в части порядка отсчёта 14-дневного периода.
В сложившейся ситуации сторона ОПНР предприняла попытку выиграть дополнительное время, применив тактический манёвр. Адвокаты Хичилемы и Мвамбы, выразив неудовлетворённость ходом судопроизводства и сославшись на отсутствие достаточного времени для представления петиции и полноценного обеспечения своих функций по отстаиванию конституционных норм, один за другим демонстративно покинули зал заседаний, оставив своих клиентов в одиночестве.
За этим демаршем последовало эмоциональное выступление Хичилемы, в котором политик воззвал к гражданской совести и ответственности суда и сослался на неотъемлемое конституционное право граждан многомиллионной страны на установление истины и восстановление справедливости. Этот шаг, как тогда казалось, позволил убедить судей в необходимости предоставить ему дополнительное время с тем, чтобы нанять новых адвокатов и во всеоружии выступить в интересах принятия справедливого и объективного решения.
Итогом завершившегося за полночь заседания, ко всеобщему удивлению, стало постановление о переносе слушаний на понедельник 5 сентября. Председатель Конституционного суда Хильда Чибомба, приняв во внимание ситуацию истцов, «лишившихся» в ходе заседания всех своих адвокатов, с учётом их конституционного права на адекватную правовую поддержку и представительство в суде, «великодушно» пошла на уступки и выделила каждой из сторон по двое дополнительных суток на представление и обоснование ими своих позиций. Вполне ожидаемо, этот смелый, но весьма неоднозначный жест судьи, восторженно воспринятый электоратом ОПНР, был встречен в штыки активистами правящей партии, возмущённых фактом «грубого попрания конституционных норм самим же Конституционным судом».
После того как в выходные дни Эдгар Лунгу провёл консультации со своими юристами, в понедельник 5 сентября Конституционный суд большинством голосов (трое судей против двух) дал «задний ход» своему первоначальному решению, отказав истцам в дальнейшем рассмотрении и удовлетворении петиции.
Председатель Конституционного суда Хильда Чибомба была одной из двух судей, выступивших против решения об отказе в рассмотрении петиции и оказавшихся в меньшинстве.
Как заявила судья Энн Мвева-Ситали, «у настоящего суда в данный момент отсутствуют в производстве какие-либо петиции», пояснив, что двухнедельный срок рассмотрения петиции ОПНР истёк в ночь со 2-го на 3-е сентября, и обвинив в затягивании процесса адвокатов Хичилемы, которые, якобы, уделяли чересчур много внимания подготовке второстепенных вопросов и задерживали предоставление комплекта документов стороне ответчика, не оставив суду времени на рассмотрение дела по существу.
В официальном заявлении ОПНР подчёркивается, что партия не признаёт поражения на выборах и не считает себя стороной, проигравшей процесс в Конституционном суде. Авторы петиции выразили несогласие с решением судей, поскольку, по их убеждению, постановление было вынесено на основании заявления ответчиков, тогда как истцам не было предоставлено возможности высказать свою позицию. О своих последующих намерениях проигравшая сторона при этом умалчивает.
Руководитель пресс-службы главы государства Амос Чанда, комментируя заявление ОПНР о том, что Конституционный суд отказал истцам в удовлетворении петиции исключительно по техническим причинам, отметил, что «техническое поражение» было спровоцировано самой оппозицией, с тем, чтобы «сохранить лицо», закамуфлировав очевидный факт отсутствия в её распоряжении весомой доказательной базы.
В тот же день секретарь кабинета Роланд Мсиска, руководитель государственной службы, на которого возложена функция принятия присяги президента, объявил о начале подготовки к проведению инаугурации, назначенной на вторник, 13 сентября.
Накал страстей в ходе президентских выборов переключил на себя основное внимание СМИ и общественности, временно отодвинув на второй план подведение итогов голосования по выборам в Национальную Ассамблею и в местные органы власти.
В борьбе за 156 мест в Национальной Ассамблее (однопалатном парламенте) в ходе завершившихся выборов по одномандатным избирательным округам приняло участие 653 кандидата, представлявших около полутора десятков партий или выступавших на независимой основе.
Число одномандатных избирательных округов и, соответственно, выборных мест в парламенте в 2015 году выросло со 150 до 156. Еще 8 дополнительных мест, как и прежде, зарезервировано за депутатами, номинируемыми президентом страны. Помимо «рядовых» членов в заседаниях Национальной Ассамблеи участвуют вице-президент, спикер, а также его два заместителя.
Уже на вторые сутки после завершения голосования руководитель пресс-службы правящей партии Фрэнк Бвалья, задолго до официального объявления лидера президентской гонки отрапортовав о безоговорочной победе Эдгара Лунгу, переизбранного на новый президентский срок, безапелляционно заявил о том, что в борьбе за депутатские кресла кандидаты от Патриотического фронта на тот момент обеспечили себе не менее 93 мандатов.
Первые официальные данные об итогах парламентских выборов, которые начали частично публиковаться на сайте ЦИК лишь спустя две недели после оглашения результатов голосования на выборах главы государства, уже на следующий день были удалены. И лишь 26 августа стали доступны в полном обьёме.
Несколько преувеличенная Бвальей оценка результатов Патриотического фронта подтвердилась лишь отчасти – 80 депутатскими мандатами правящая партия обеспечила себе абсолютное большинство мест в парламенте, при этом значительно (на 20 мест, не считая президентских назначенцев) укрепив свои позиции по сравнению с результатами предыдущих парламентских выборов 2011 года. Представители ОПНР также улучшили своё представительство в парламенте с 28 до 58 мест. Независимым кандидатам досталось 14 мест, сторонникам ДМД остаётся довольствоваться всего 3 депутатскими мандатами, а от Форума за демократию и развитие в парламент, как и пятью годами ранее, прошёл лишь один кандидат.
Дата первого заседания замбийского парламента нового, 12-го созыва, согласно конституционным нормам, должна быть официально объявлена спикером в течение 30 дней с даты проведения выборов.
В контексте итогов парламентских выборов особого внимания заслуживают результаты голосования по кандидатам, имена которых фигурировали в последнем составе Кабмина, поскольку многие из них теоретически могли бы составить костяк нового правительства, вновь заняв прежний или новый министерский пост при условии переизбрания в Национальную Ассамблею.
Так, высокие шансы в том или ином качестве вернуться в правительство остаются у бывших руководителей министерств (ставленников ПФ), которым в ходе выборов удалось заручиться поддержкой достаточного числа избирателей, в частности, у таких как Чишимба Камбвили (бывший министр информации и телерадиовещания), Гарри Калаба (иностранных дел), г-жа Маргарет Мванакатве (торговли и промышленности), г-жа Дора Силия (энергетики и развития водных ресурсов), Кристофер Ялума (горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсов), Капембва Симбао (транспорта и связи), г-жа Э.Кабанши (общественного развития), Гивен Лубинда (сельского хозяйства), г-жа Джейн Капата (туризма и искусств), г-жа Нкандо Луо (гендерных отношений), Стивен Капьонго (местного самоуправления и коммунального хозяйства).
Маргарет Мванакатве заняла депутатское кресло в феврале 2015 года одновременно с назначением на пост министра торговли и промышленности после победы Эдгара Лунгу в досрочных президентских выборах. В августе 2016 года она приняла участие в выборах по мандату Патриотического фронта в избирательном округе Центральная Лусака, где с существенным отрывом обошла свою главную соперницу - кандидата от ОПНР г-жу Шарлотту Скотт, незадолго до выборов покинувшую ряды правящей партии вместе со своим супругом - бывшим вице-президентом страны Гаем Скоттом.
В то же время бывший министр обороны Ричуэлл Сиамунене и министр рыбного хозяйства и животноводства Грейфорд Монде, в 2011 году прошедшие в парламент по мандатам Объединённой партии за национальное развитие, в последних выборах баллотировались в Национальную Ассамблею уже от Патриотического фронта и проиграли своим бывшим однопартийцам из лагеря ОПНР.
Переход на сторону Патриотического фронта оказался роковым и для бывшего сторонника Движения за многопартийную демократию Майкла Каингу, занимавшего до недавнего времени пост министра высшего образования. В этот раз ему также пришлось уступить свой депутатский мандат представителю ОПНР. Проиграли в борьбе за депутатское кресло и другие соратники главы государства, такие как Дейвис Мвила (министр внутренних дел), Ямфа Муканга (министр работ и снабжения) и г-жа Кристабель Нгимбу (министр по вопросам землепользования, природных ресурсов и охраны окружающей среды).
В этой связи следует отметить, что согласно действующей Конституции страны глава государства не может номинировать на одно из восьми депутатских мест из квоты президентского резерва лиц, принимавших участие (и соответственно проигравших) в последних выборах или довыборах. На рассмотрение (местных) Высоких судов передано около семи десятков петиций от проигравших кандидатов (как от ПФ, так и от ОПНР), предпринимающих отчаянные попытки оспорить результаты парламентских выборов.
Переизбранная в парламент бывший министр туризма и искусств Джейн Капата, председатель комитета Патриотического фронта по вопросам выборов, на партийном собрании, состоявшемся 19 августа в г. Чома (Южная провинция), заявила, что лидер ОПНР Хичилема, якобы, настойчиво добивается встречи с президентом Лунгу для обсуждения перспектив создания коалиционного правительства. Однако, она категорически исключила любую возможность формирования коалиции правящей партии с ОПНР, поскольку обе партии основаны на принципиально разных идеологиях и ставят перед собой разные цели.
Вместе с тем, генеральный секретарь ОПНР Стивен Катука поспешил дезавуировать заявления Капаты, пояснив, что в недавнем письменном обращении Хичилемы к президенту Лунгу шла речь исключительно о необходимости сохранения мира и безопасности в стране, где по завершении выборов отмечаются периодические вспышки насилия, при этом вопросы формирования правительства в письме даже не затрагивались.
В ходе последних выборов органов местного самоуправления на кресло мэра в 19 крупных городах и пост председателя городского совета (в 85 административных центрах и небольших населённых пунктах) претендовало соответственно 74 и 257 кандидатов. Одновременно граждане страны голосовали на выборах депутатов в 1.624 местных совета (из 4.566 кандидатов). Окончательные результаты выборов местных органов власти были опубликованы лишь 28 августа.
В частности, в борьбе за должность столичного градоначальника приняли участие 8 человек, в том числе Фишо Мвале, бывший мэр Лусаки (1993-1998), выступавший в качестве независимого кандидата, и г-жа Морин Мванаваса, вдова третьего президента Замбии (2002-2008), тогдашнего лидера Движения за многопартийную демократию Леви Мванавасы.
Бывшая первая леди страны, представлявшая на выборах мэра оппозиционную ОПНР, выражала непоколебимую уверенность в том, что ни один замбиец, «пришедший на избирательный участок с пустым желудком», не станет в здравом уме голосовать за партию власти, доведшую народ до крайней нищеты. Тем не менее, по числу отданных за неё голосов (150.807) г-жа Мванаваса заняла второе место, уступив победу заручившемуся поддержкой 270.161 избирателя кандидату от Патриотического фронта Уилсону Калумбе, опытному финансисту, бывшему заместителю директора департамента Центробанка Замбии, в 2001-2009 годах работавшему в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в качестве эксперта по финансовым и экономическим санкциям.
Однако главным разочарованием завершившейся избирательной кампании стали итоги долгожданного референдума о принятии новой редакции Билля о правах. В ходе состоявшейся 19 августа пресс-конференции в Лусаке председатель Центризбиркома судья Эсау Чулу вынужден был официально констатировать полный провал общенационального референдума, связанный с отсутствием «кворума» при голосовании.
Минимальный 50-процентный порог явки на уровне 3.764.046 участников, необходимый для признания результатов референдума действительными, был установлен, исходя из оценки общей численности лиц, достигших 18-летнего возраста и имеющих право голоса, составляющей 7.528.091 человека. Для участия в референдуме достаточно было предъявить зелёную Национальную регистрационную карту (удостоверение личности). Однако, фактическое число участников референдума (3.345.471) не дотянуло даже до половины общего числа официально зарегистрированных избирателей (обладателей Регистрационной карты избирателя), составившего 6.698.372 человек. Таким образом, референдум был признан несостоявшимся, несмотря на то, что число бюллетеней, засчитанных «За» принятие поправок, составило 55,4% от общего числа участников референдума и 71,1% от числа голосов, признанных действительными.
Идея объединения референдума, которому предстояло решить судьбу Билля о правах, с проведением всеобщих выборов доказала свою несостоятельность, поскольку небывалый ажиотаж вокруг президентской гонки оттянул на себя внимание избирателей и самих организаторов мероприятия. Неудачное проведение референдума во многом связано и с ошибками в его позиционировании и организации, а также с попытками отдельных политических партий набрать дополнительные очки за счёт политизации этого мероприятия. Многие граждане страны, пришедшие на выборы, воспринимали утвердительный ответ на вопрос о согласии с принятием новой редакции Билля о правах как голосование за партию власти.
Примечательно в этой связи, что наибольшее число бюллетеней, признанных по итогам референдума недействительными, приходится на три провинции, относящиеся к основным ареалам поддержки оппозиционной ОПНР – Южную (около 180 тыс. незасчитанных голосов/забракованных бюллетеней), Западную (около 120 тыс.) и Северо-западную (свыше 110 тыс.). При этом, последние две провинции – единственные регионы страны, где число проголосовавших «Против» превышает численность граждан, согласных с принятием поправок. Лидер ОПНР Хакаинде Хичилема, выступая 19 августа на пресс-конференции в Лусаке, отнёс провал референдума к списку своих личных побед, заявив, что ранее настоятельно призывал свой электорат отказаться от участия в плебисците или голосовать «Против».
Руководство Большой коалиции (за принятие народной конституции) в лице её председателя г-жи Сары Лонгве, выразив сожаление по поводу срыва референдума, выступило с обращением в адрес правительства, предложив сформировать экспертную команду для доработки отдельных недостаточно конкретных положений текста Билля о правах и для подготовки «дорожной карты» повторного проведения самостоятельного референдума по этому вопросу до следующих выборов 2021 года, уделив основное внимание вопросам воспитательной и образовательной работы.
В отличие от превосходных оценок прошлогодней избирательной кампании, в этот раз далеко не все зарубежные партнёры поспешили наградить эпитетами итоги прошедших всеобщих выборов в Замбии, ограничившись преимущественно сухими констатациями.
В условиях хаоса и неразберихи, царивших в Национальном информационном центре, противоречивости информации, поступавшей с избирательных участков, неповоротливости ЦИК в оглашении итогов, из стандартного набора характеристик («мирные», «свободные», «прозрачные» и «справедливые») нынешние президентские выборы в Замбии в большинстве случаев удостоились лишь первого определения, да и то применительно лишь к относительно спокойной обстановке на избирательных участках в день голосования.
Ведь нынешняя избирательная кампания уже задолго до 11 августа проходила в условиях обострения политической борьбы, беспрецедентного уровня насилия на политической почве и открытого физического противостояния между сторонниками противоборствующих сил, сопровождавшегося многочисленными жертвами с той и другой стороны. Оппоненты с пугающей регулярностью небезосновательно обвиняли друг друга в чудовищных актах насилия и вандализма против своих сторонников и представителей мирного гражданского населения.
По завершении выборов страна, традиционно известная своей миролюбивой политикой и декларирующая приверженность идее национального единства, оказалась на пороге глубокого политического кризиса, на фоне продолжающейся рецессии в экономике создающего реальную угрозу эскалации напряжённости, а характер распределения предпочтений избирателей в очередной раз подтвердил решающее влияние факторов трайбализма в политике и заметную поляризацию общества: север и восток – за партию власти, юг и запад – за оппозицию.
В ближайшие недели переизбранный глава государства должен подобрать обновлённую команду на очередной пятилетний срок. Несмотря на сложные и противоречивые отношения с политическими оппонентами, ему неизбежно придётся находить общий язык и точки соприкосновения с оппозицией, продемонстрировавшей весьма неплохие результаты на парламентских выборах, в том числе в первоочередных вопросах формирования нового состава правительства.
Хозяин президентского дворца, сохранивший свой пост, тем не менее вынужден будет сменить удобную и безотказную, до определённого момента, тактику декларативных заявлений о приверженности идеалам, преемственности традиций и продолжении начинаний отца-основателя Патриотического фронта Майкла Саты. Новой администрации предстоит не только завершить проекты, инициированные предшественником Эдгара Лунгу, но и доказать свою самостоятельность, состоятельность и эффективность качественными успехами в реализации, при поддержке международных доноров и инвесторов, конкретной повестки устойчивого развития и действенных программ реального возрождения и обеспечения ускоренного роста экономики, измотанной энергетическим кризисом, продолжающимся падением цен на медь и ростом бюджетного дефицита.
Краткая хроника президентства в Замбии
Получение Северной Родезией в 1963 году самоуправления и собственной конституции, позволила ей уже в следующем 1964 году провести выборы Законодательного совета, в результате которых победу одержала леворадикальная Объединенная партия за национальную независимость / ЮНИП (United National Independence Party / UNIP) во главе с ее лидером Кеннетом Каундой.
24 октября 1964 года страна провозгласила независимость. Занявший пост президента молодой независимой Республики Замбии Кеннет Каунда (Kenneth David Kaunda, первый президент Замбии, родился 28 апреля 1924, президентский срок: 24 октября 1964 – 2 ноября 1991) спустя два с половиной года (в апреле 1967) сформулировал свою концепцию «замбийского гуманизма», основанную на строгом государственном регулировании экономики и отвергавшую капиталистические отношения.
В 1968 году был распущен парламент, а в 1969 году начался болезненный процесс национализации, прежде всего в ведущем меднодобывающем секторе экономики. В конце 1972 года в стране была введена однопартийная система. Новый курс правящей партии ЮНИП привел к дефициту основных продовольственных товаров, подстегнул безудержный рост инфляции и безработицы, постепенно превращая Замбию в одну из беднейших стран.
В 1991 году на волне ширящегося забастовочного и протестного движения против сложившейся социально-экономической ситуации, Каунда был вынужден согласиться на проведение выборов на многопартийной основе, в конечном итоге уступив власть победившей партии Движения за многопартийную демократию (Movement for Multiparty Democracy), положившей конец эпохе «замбийского гуманизма».
Новый президент, профсоюзный лидер Фредерик Чилуба (Frederick Jacob Titus Chiluba, второй президент Замбии, годы жизни: 30 апреля 1943 – 18 июня 2011, президентский срок: 2 ноября 1991 – 20 января 2002) подверг жёсткой критике политику своего предшественника и приступил к широкомасштабным реформам, отказавшись от централизованного управления экономикой, сократив государственное субсидирование и развернув компанию по приватизации.
Определенные положительные результаты реформ позволили ему победить на новых выборах 1996 года, однако уже на следующий год очередная волна недовольства новой политикой привела к попытке государственного переворота, в котором бывший президент Каунда был объявлен виновником.
По прошествии нескольких лет в условиях военного положения, победу на очередных президентских выборах в январе 2002 года одержал однопартиец Чилубы Леви Мванаваса (Levy Patrick Mwanawasa, третий президент Замбии, годы жизни: 3 сентября 1948 – 19 августа 2008, президентский срок: 2 января 2002 – 19 августа 2008). Его достаточно энергичная деятельность и политика активных мер, направленных на борьбу с коррупцией и инфляцией, снискали ему уважение и поддержку значительной части общества, способствовав его переизбранию на второй срок в 2006 году.
Однако, после его скоропостижной смерти в августе 2008 года, в ходе досрочных президентских выборов пост руководителя страны занял ставленник ЮНИП, исполнявший обязанности президента с июня 2008 тогдашний вице-президент Рупия Банда (Rupiah Bwezani Banda, четвертый президент Замбии, родился 13 февраля 1937 года, президентский срок: 9 июня 2008 – 23 сентября 2011).
На очередных выборах в сентябре 2011 года, Рупия Банда, подвергавшийся впоследствии судебному преследованию (и даже временно лишавшийся президентского иммунитета) по обвинению в злоупотреблениях властью, коррупции, незаконном распоряжении государственными средствами, уступил президентский пост лидеру оппозиционного на тот момент движения Патриотический Фронт Майклу Сате (Michael Chilufya Sata, пятый президент Замбии, годы жизни: 6 июля 1937 – 28 октября 2014, пост президента занимал с 23 сентября 2011 до своей кончины).
В 1990-е годы президент Сата являлся активным сторонником партии Движения за многопартийную демократию. В 2001 году, разочаровавшись в политике руководства, покинул партию, основав свою, в настоящее время правящую партию Патриотический фронт, которая, проиграв выборы в 2001 году и получив только одно место в парламенте, смогла одержать реванш лишь спустя 10 лет, позволив ее лидеру, наконец, после трех неудачных попыток, занять пост руководителя страны. Приход к власти сторонников Патриотического фронта ознаменовал окончание двадцатилетнего периода безраздельного правления Движения за многопартийную демократию.
20 января 2015 года (спустя три месяца после смерти президента Саты, как того требует Конституция страны) в Замбии состоялись досрочные выборы главы государства, по итогам которых с небольшим перевесом (всего 27.757 голосов) от своего основного соперника, лидера Объединённой партии за национальное развитие Хакаинде Хичилемы, победу одержал кандидат от правящей партии – новый лидер Патриотического фронта Эдгар Лунгу (Edgar Chagwa Lungu, шестой (действующий с 25 января 2015) президент Замбии, родился 11 ноября 1956 года). 11 августа 2016 года в ходе очередных выборов Лунгу был переизбран на пост президента, вновь оставив позади (с небольшим отрывом в 100,5 тысяч голосов) своего оппонента Хичилему, предпринявшего безуспешную попытку оспорить результаты голосования в Конституционном суде.
Игорь Швецов
Комментарии