20 января 2015 года, спустя три месяца после кончины президента Замбии Майкла Чилуфьи Саты (6 июля 1937 – 28 октября 2014; президентский срок: 23 сентября 2011 – 28 октября 2014), в стране состоялись досрочные президентские выборы в соответствии с положениями конституции 2006 года, требующими проведение выборов в течение 90 дней со дня смерти президента.

Выборы затянулись на три дня в связи с проливными дождями, серьезно затруднившими работу местных избирательных комиссий и помешавшими своевременной доставке избирательных материалов в целом ряде округов.

По результатам выборов, с небольшим перевесом (всего 27.757 голосов) от своего основного соперника, лидера Объединенной партии национального развития (ОПНР) Хакаинде Хичилемы, победу одержал кандидат от правящей партии – президент Патриотического фронта (ПФ) Эдгар Чагва Лунгу. Вполне ожидаемо, Хичилема, проигравший президентскую гонку со столь незначительным отрывом, поспешил объявить результаты голосования подтасовкой и манипуляцией со стороны ЦИК, призвав, однако, своих сторонников сохранять спокойствие.

Катастрофическое состояние здоровья семидесятисемилетнего президента и лидера ПФ Майкла Саты, уже за полгода до его смерти давало благодатную почву для многочисленных спекуляций относительно его возможных преемников на посту президента партии и возможного главы государства. Вслед за его кончиной 28 октября 2014 года, пост временно исполняющего обязанности президента занял семидесятилетний вице-президент Гай Линдси Скотт, первый со времен окончания апартеида белый глава государства на африканском континенте (к югу от Сахары), уроженец города Ливингстона (бывшей столицы Северной Родезии), потомок белых переселенцев из Шотландии (отец) и Англии (мать). В середине ноября Гай Скотт назначил дату проведения досрочных президентских выборов на 20 января 2015 года, запустив маховик весьма напряженной предвыборной кампании. При этом сам заявил о своем отказе от участия в президентской гонке, не став оспаривать правомерность туманных положений конституции, допускающих к борьбе за президентское кресло только коренных «замбийцев» как минимум в третьем поколении.

Еще при жизни Саты, в конце февраля 2014 года, пять миноритарных партий - Движение за многопартийную демократию (ДМД), Альянс за лучшую Замбию, Замбийцы за равноправие и развитие, Народная партия и Всенародный конгресс) сформировали Оппозиционный альянс, договорившись о согласованных действиях при выдвижении единого кандидата на очередных парламентских и президентских выборах в 2016 году. Оппозиционный блок, поставивший перед собой цель отбить существенный процент голосов у правящего Патриотического фронта, объявил о «политике открытых дверей», приглашая к сотрудничеству любые оппозиционные силы, включая даже опального бывшего лидера ДМД Рупию Банду (занимавшего в период с 2008 по 2011 годы президентское кресло, впоследствии лишенного иммунитета и до настоящего времени находящегося под следствием по делу о неправомерном расходовании средств и превышении должностных полномочий при заключении и реализации межправительственного соглашения о закупке нигерийской нефти).

Однако уже в начале ноября, еще до объявления точной даты досрочных выборов, в альянсе наметился раскол, когда заместитель национального секретаря ДМД Чембе Ньянгу высказал сомнение в продуктивности коллективных усилий в рамках альянса, учитывая сжатые сроки до начала досрочных выборов, и сообщил о намерении партии самостоятельно выдвинуть своего кандидата. При этом отсутствие единства в самом Движении за многопартийную демократию стало причиной громкого публичного скандала. Пользуясь своим статусом президента партии, действующий лидер ДМД Неверс Мумба публично объявил о своей готовности баллотироваться в президенты от своей партии, не дожидаясь партийного консенсуса на этот счет. Тем временем бывший лидер партии Рупия Банда также выразил намерение побороться за президентство, и большинство членов национального исполкома ДМД заявило о своей поддержке бывшему боссу. 18 ноября национальный секретарь ДМД Мухаби Лунгу обнародовал решение исполкома о лишении Мумбы, единолично объявившего себя партийным кандидатом на пост главы государства, президентских полномочий за грубое нарушение партийной дисциплины и неуважение мнения руководящего органа партии, склонявшегося к кандидатуре Банды. В свою очередь, Мумба опротестовал решение о своей отставке в судебном порядке, заявив, что занимает пост лидера в партии не для того, чтобы «согревать кресло» для бывшего президента Банды. Первоначальное решение, вынесенное высоким судом Лусаки по итогам серии судебных заседаний не в пользу Мумбы, в конце концов, было опротестовано в Верховном суде, постановившем 18 декабря, что последний как лидер партии является законным официальным кандидатом на президентский пост.

За нарушение субординации Мумба незамедлительно освободил руководство (секретаря и заместителя секретаря) исполкома от своих обязанностей. Разочаровавшись в исходе спора относительно лидерства в Движении в пользу Неверса Мумбы, большинство (21 из 24) членов исполкома ДМД, собравшихся на заседание 24 декабря, призвали своих сторонников по всей стране отдать свои голоса за кандидата от ПФ Эдгара Лунгу. Остальные заявили о своей поддержке лидеру «ОПНР Хакаинде Хичилеме. Восстановивший по решению суда статус президента ДМД Неверс Мумба назвал заседание нелегитимным.

Рупия Банда, поблагодарив своих сторонников за поддержку, попросил их с уважением отнестись к окончательному решению Верховного суда.

Последующие шаги Банды, переметнувшегося в лагерь активных сторонников лидера ПФ, обеспечили оппозиционному лагерю благодатную пищу для спекуляций о противоестественном тандеме Лунгу, заявляющего о намерении продолжать дело своего «духовного отца» Макла Саты, и Банды, которого Сата заклеймил позором и затеял против него судебное преследование.

Тем временем, не менее драматично развивались события и в лагере правящего Патриотического фронта, погрязшего в спорах и политических баталиях за лидерство в партии между генеральным секретарем партии Эдгаром Лунгу и исполняющим обязанности главы государства Гаем Скоттом.

Политические обозреватели уже в последние месяцы жизни Майкла Саты рассматривали Эдгара Лунгу в качестве одного из наиболее вероятных кандидатов на роль преемника тяжело больного президента. Умирающий лидер, последние полгода своей жизни практически устранившийся от политический жизни, отправляясь в продолжительные зарубежные «рабочие поездки», нередко оставлял Лунгу «на хозяйстве» в качестве и. о. президента, несмотря на наличие формального заместителя в лице вице-президента Скотта. В августе 2014 года министр обороны Эдгар Лунгу сменил на посту министра юстиции и генерального секретаря ПФ «проштрафившегося» президентского фаворита Уинтера Кабимбу, отправленного в отставку за то, что, по едкому замечанию Саты, «возомнил себя президентом».

3 ноября, практически сразу после похорон Майкла Саты, возложивший на себя обязанности и. о. президента и «назначивший» себя лидером партии Гай Скотт, (как сходятся во мнении некоторые аналитики, по наущению попытавшегося взять реванш и сохранившего президентские амбиции Кабимбы) отстранил Лунгу от обязанностей генерального секретаря партии, предложив этот пост Дэвису Мвиле - заместителю министра обороны (т.е. заместителю Эдгара Лунгу, сохранившего пост главы военного ведомства), который, как поговаривают, от этого предложения отказался. Новость об отставке генерального секретаря ПФ моментально всколыхнула столицу, по которой прокатилась волна локальных протестов (главным образом представителей молодежи и студенчества, вооруженных камнями, мачете и подручным оружием), погромов и столкновений с полицией, инспирированных и подогреваемых так называемым «картелем» ближайших сторонников Эдгара Лунгу. Последний, сохраняя пост главы военного ведомства и минюста, выступил с резким осуждением самоуправства со стороны Скотта, назвав поспешное решение временного главы государства, практически сразу после похорон прежнего лидера, незаконным и «оскорбляющим (местную) культуру».

Уже на следующий день, после закулисных переговоров и не без вмешательства различных групп влияния, в том числе представителей военных и религиозных авторитетов, Гай Скотт «неожиданно» отменил свое решение и восстановил Лунгу на посту генерального секретаря.

На этом, однако, противостояние в рядах ПФ не закончилось. 29-30 ноября на состоявшейся в городе Кабве (административном центре Центральной провинции) генеральной конференции ПФ Эдгар Лунгу (на безальтернативной основе) был избран в качестве президента партии и кандидата на пост главы государства. Гай Скотт, отказавшийся от участия в мероприятии, объявил незаконным его проведение с нарушением установленной процедуры регистрации делегатов, дезавуировал результаты выборов и созвал новую конференцию на 1 декабря, в ходе которой кандидатом на президентский пост был избран Майлс Сампа (экономист, заместитель министра торговли). Следует отметить, что несколько претендентов из внушительного партийного списка до начала голосования сняли свои кандидатуры, выразив сомнения относительно легитимности участников конференции и заявив о нежелании способствовать расколу в партии. Фракция, подконтрольная Эдгару Лунгу, еще до начала конференции оспорила правомерность ее проведения в суде, обменявшись с «противниками» встречными исками. 4 декабря судебным постановлением претензии Сампы были отклонены, а права Лунгу на лидерство в партии (и на участие в президентской гонке), были восстановлены. Однако конфликт между новым лидером партии и его заместителем Гаем Скоттом продолжал разрастаться.

После личного письменного обращения Скотта в адрес верховного судьи Ломбе Чибесакунды, в котором высказывались претензии относительно недобросовестного рассмотрения встречных исков Сампы, Лунгу также написал письмо в Верховный суд, потребовав не принимать во внимание обращения вице-президента партии, не согласованные с высшим партийным руководством, а вслед за этим письменно уведомил Скотта о принятой на чрезвычайном заседании ЦК партии резолюции, согласно которой полномочия Скотта на посту вице-президента ПФ были прекращены ввиду самоуправства и нарушения партийной дисциплины.

Противостояние между действующим главой государства и лидером правящей партии, вовлекавшее в орбиту партийного кризиса различные группы влияния и сопровождавшееся столкновениями сторонников противоборствующих лагерей, продолжалось до 20 декабря, когда новый лидер ПФ и глава государства в присутствии представителей духовенства и «групп поддержки» выступили с совместным официальным заявлением о примирении и отказе от взаимных претензий в интересах сохранения единства партии. Позднее, в местную прессу начала просачиваться информация о том, что «тактическое» (или «косметическое») примирение могло быть достигнуто, как и ранее, в результате давления со стороны отдельных представителей силовых структур (полиции, армии, органов безопасности). Лидер оппозиционной Партии наследия отставной генерал Годфри Миянда, в контексте ситуации в Патриотическом фронте в интервью популярному каналу Muvi Television, высказал недоумение и недовольство в отношении попыток военных навязать волю действующему главе государства, в том числе под угрозой развязывания массового кровопролития в стране.

Так или иначе, в итоге стороны заявили об отсутствии разногласий и о поддержке единого кандидата от правящей партии, который мог сосредоточиться на своей предвыборной кампании. Воспользовавшись шатким перемирием, воцарившимся в рядах ПФ, Гай Скотт в преддверии выборов предпринял отчаянные попытки восстановления имиджа партии, подорванного внутрипартийными дрязгами и локальными актами насилия, существенно пошатнувшими доверие электората. Так, например, в ходе краткой встречи с местными вождями в округе Мкуши (Центральная провинция), Скотт, заверив участников встречи в крепости рядов партии, представил ситуацию с расколом как яркое свидетельство демократии, обеспечивающей равные карьерные возможности для всех членов партии и лишь проходящей испытание на прочность.

Тем временем, Эдгар Лунгу, вплоть до его избрания президентом сохранявший за собой два министерских портфеля (министра обороны и юстиции), активно включился в предвыборную гонку, убеждая электорат в своей непременной победе, раздавая щедрые обещания (такие, например, как строительство стадиона и университета в городе Касаме, столице Северной провинции) и опираясь на риторику, достойную скорее проповедника, нежели кандидата на высший государственный пост. Новый лидер правящей партии, нисколько не смущаясь отсутствию собственной четкой программы, умело прикрывался надежным на его взгляд щитом - именем своего учителя и наставника – покойного президента Саты, заявляя, что намерен продолжать дело, начатое бывшим главой государства.

Министр иностранных дел Гарри Калаба (руководитель избирательного штаба ПФ в интервью 25 декабря выступил в поддержку лидера партии, который по его словам, в ходе всех мероприятий в рамках избирательной компаний открыто осудил все проявления политического экстремизма. Калаба охарактеризовал Эдгара Лунгу как «спокойного человека, не приемлющего насилия».

В отличие от «новичка» Лунгу, впервые участвовавшего в выборах, для его основного соперника - успешного бизнесмена и опытного политика Хакаинде Хичилемы, занявшего пост президента либеральной Объединенной партии национального развития в 2006 году после смерти прежнего лидера партии Андерсона Мазоки, эти выборы стали четвертыми. По результатам трех предыдущих президентских кампаний (2006, 2008 и 2011 годов) Хичилема неизменно приходил к финишной прямой третьим.

В ноябре 2014 года исполком ОПНР вновь выдвинул своего лидера Хичилему кандидатом на досрочных январских выборах 2015 года. Помимо части «раскольников» из ДМД, поддержку Хичилеме также пообещал лидер Альянса за демократию и развитие Чарльз Милупи.

Всего своих кандидатов на выборах представили 11 партий. Помимо лидеров ПФ, ДМД и ОПНР в борьбу за президентское кресло включились также представители еще 8 политических объединений:

  • Тильенджи Каунда, сын первого президента Замбии, представлявший созданную за пять лет до провозглашения независимости страны Объединенную партию национальной независимости и продержавшуюся у руля 27 лет;
  • Эдит Навакви, экономист, лидер Форума демократического развития (партии, созданной в 2001 году выходцами из ДМД), первая женщина в Замбии и на юге Африки, занимавшая пост министра финансов (1997-1999), а также в разные годы целый ряд других министерских постов в ведущих ведомствах страны;
  • Годфри Миянда, отставной бригадный генерал, бывший вице-президент (1993-1997) в администрации второго президента страны Фредерика Чилубы, кандидат от Партии наследия;
  • Питер Синкамба, лидер «зеленых» (Зеленой партии Замбии);
  • Дэн Пуле, проповедник, основатель Христианско-демократической партии;
  • Элиас Чипимо, юрист и правозащитник, основатель Партии национального возрождения;
  • Людвиг Сондаши, бывший министр работ и снабжения, основатель Форума за демократические альтернативы;
  • Эрик Чанда, лидер Четвертой революционной партии.

В ходе прошедших 15 января на популярном канале Muvi Television предвыборных дебатов практически все кандидаты заявляли о твердых намерениях развивать партнерские отношения с зарубежными странами и придерживались популярной риторики о необходимости перехода от политической к экономической дипломатии в интересах ускоренного развития. В частности, по убеждению президента ОПНР Хичилемы, «холодная война» в мире закончилась, и основной акцент в международной политике должен делаться на развитии взаимовыгодных связей. Однако новое правительство под руководством ОПНР, в случае его победы, в рамках экономической дипломатии стало бы развивать отношения со странами, разделяющими с ним основные ценности – демократию и верховенство права. По заявлению президента ДМД Мумбы, его правительство также намеревалось сосредоточиться на экономической дипломатии во имя повышения благосостояния замбийцев.

Комментируя общий уровень подготовки к президентским выборам в Замбии, посол Германии Берндт Финке дал высокую оценку организации избирательной кампании, отметив общность позиции кандидатов в части декларируемой ими приверженности идеям борьбы с бедностью, развития демократии и защиты прав человека, а также обеспечения лучшего будущего для молодого поколения страны. Посол Британии Джеймс Торнтон назвал Замбию ролевой моделью демократии в регионе.

Общая численность электората, внесенного в реестры и допущенного к голосованию на 6.456 избирательных участках страны, составила 5.166.084 человек, однако фактическое число проголосовавших составило лишь 1.671.662 человек, еще 17.313 бюллетеней было признано недействительными.

На фоне отмечавшегося местными СМИ в целом мирного хода голосования, неблагоприятные погодные условия внесли свои коррективы в избирательный процесс – проливные дожди на фоне несколько апатичного настроения населения, уставшего от изнурительных политических баталий последних месяцев (по прошествии чуть более трех лет со дня проведения последних выборов) повлияли на существенное падения процента явки избирателей. Кроме того, интенсивные осадки затруднили доставку представителей избирательных комиссий и избирательных бюллетеней в отдаленные районы, в которых оказались размыты дороги и повреждены или ушли под воду мосты. Во многих избирательных участках выстроились многочасовые очереди, поэтому начавшийся дождь заставил многих избирателей ретироваться.

Голосование на 51 участке пришлось перенести на 21 января, а затем еще на один день, 22 января, в связи с чем ЦИК многократно откладывала публикацию итогов голосования, а позднее даже вынуждена была обратиться к законодателям с рекомендацией принять поправки к избирательному праву, предусматривающими запрет на проведение выборов в сезон дождей.

На беспрецедентно низком проценте явки (32,4%) помимо погодного фактора сказался и недостаточный уровень организации подготовки и актуализации избирательных реестров, в результате чего многие легитимные избиратели, не включенные в весьма устаревшие списки, оказались, по существу, лишенными своих конституционных прав. Для сравнения, предыдущие выборы 2011 года при почти вдвое меньшей численности потенциальных избирателей, привлекли на избирательные участки 54% всего электората.

Хакаинде Хичилема, с самого начала «наступавший на пятки» лидеру президентской гонки Эдгару Лунгу, неоднократно выступал с призывами к Центризбиркому прекратить публикацию предварительных результатов до завершения голосования на всех участках. Трансляция промежуточных итогов голосования на канале Телерадиовещательной корпорации ZNBC была приостановлена по требованию ЦИК после обнаружения расхождений с данными, публиковавшимися на сайте самой комиссии.

И лишь в субботу, 24 января в 22:30 в Международном конференц-центре «Мулунгуши» председатель Верховного суда Ломбе Чибесакунда объявила о победе на президентских выборах лидера «Патриотического фронта» Эдгара Лунгу, набравшего 807.925 голосов (48,33%) избирателей. Его основной соперник – президент ОПНР Хакаинде Хичилема впервые в истории своего многолетнего участия в избирательных кампаниях, занял второе место в президентской гонке, набрав 780.168 (46,67%) голосов. Отделявшая лидера «ОПНР» от его соперника и от победы разница лишь в 27.757 голосов стала рекордно низкой за всю историю президентских выборов в стране.

Фондовый и валютный рынки ростом биржевых индексов и некоторым укреплением национальной валюты отреагировали не только и не столько на конкретные результаты выборов, сколько на стабилизацию и умиротворение политической жизни (по крайней мере, на последующие полтора года) в стране, которую последние несколько месяцев лихорадили громкие внутрипартийные скандалы и напряженные ожидания в отношении будущего курса руководства.

Большинство представителей многочисленных миссий международных наблюдателей, осуществлявших мониторинг выборов в Замбии, в том числе от Европейского союза, Африканского союза, Организации региона великих озер, Общего рынка государств восточной и южной Африки (КОМЕСА), Сообщества развития юга Африки (САДК), Института выборов для устойчивой демократии в Африки (EISA), представителей других международных организаций и дипломатических миссий характеризовали прошедшие выборы, не скупясь на положительные эпитеты, чаще всего как «мирные», «честные», «справедливые», «заслуживающие доверия», «прозрачные», «профессионально организованные», «соответствующие международным нормам» и «отвечающие демократическим стандартам», отмечая вскользь лишь некоторые недочеты и шероховатости.

Так, например, руководитель миссии наблюдателей от САДК Софонея Шале выразил сожаление по поводу внутрипартийных распрей в ходе избирательной кампании, отметив, что Замбия в самые трудные для Африки времена всегда воспринималась как «оазис мира» и «убежище для многих проблемных граждан региона», поэтому для нее особенно непростительны признаки нетерпимости к разнообразию политических взглядов.

Многие местные обозреватели и аналитики накануне и по завершении выборов сетовали на заметное негативное влияние на избирательный процесс и формирование политического самосознания глубоко укоренившейся психологии трайбализма. В частности, Замбийская ассоциация общественных наук, на основе анализа характера географического распределения голосов избирателей, отмечает значительную поляризацию общества и электората по признаку общинно-клановой, национальной принадлежности.

ОПНР Хичилемы (относящегося к этнической группе тонга) наибольшей поддержкой традиционно пользуется в Южной, Западной и Северо-Западной провинциях (основных ареалах оседлости этой народности), тогда как преобладающее число сторонников ПФ приходится на север и восток Замбии (Лунгу относится к национальному меньшинству нсенга, однако Патриотический фронт, основанный Майклом Сатой – представителем крупнейшей народности бемба, пользуется наибольшим влиянием именно в этом регионе, где доминируют бемба). По убеждению исполнительного директора Ассоциации Джудит Муленги, народ Замбии являет собой яркий пример трайбализма и этноцентризма, относящихся, наряду с бедностью и безработицей среди молодежи, к числу главных бед страны, с которыми следует вести непримиримую борьбу.

Кстати, сам Хичилема, комментируя результаты выборов, в одном из интервью, утверждал, что завоеванная им победа, не была ему присуждена только из-за его национальной принадлежности.

Тем временем, лидеры иностранных государств и руководители дипмиссий, в своих поздравительных посланиях президенту Эдгару Лунгу, неизменно выражали поддержку и намерение развивать сотрудничество с новой администрацией Замбии. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал Замбию «примером для всего региона», подтвердив готовность Организации к продолжению сотрудничества с правительством Замбии «по продвижению её национальных приоритетов» и намерение «поддерживать правительство и народ Замбии в реализации новой программы устойчивого развития».

Церемония инаугурации вновь избранного 6-го президента Замбии на стадионе Героев, первоначально назначавшаяся на субботу, была перенесена на 11:00 следующего дня, 25 января.

Для участия в этом мероприятии в Лусаку прибыли десятки почетных гостей, в том числе президенты Зимбабве Роберт Мугабе (занимающий пост председателя САДК и будущий председатель Афросоюза), Намибии – Хификепунье Похамба, ДРК – Джозеф Кабила, король Свазиленда Мсвати III, премьер-министр Танзании – Мизенго Пинда, руководство Афросоюза и КОМЕСА, руководители внешнеполитических ведомств ряда государств, в том числе министры иностранных дел Анголы - Жоржи Ребелу Пинту Чикоти, Малави – Джордж Чапонда, и др.

В своей инаугурационной речи вновь избранный президент Эдгар Лунгу заверил граждан страны в том, что является союзником народа в борьбе с неравноправием, социальной несправедливостью и обездоленностью, и что вопросы преодоления бедности и улучшения жизненных стандартов населения страны станут высшим приоритетом работе нового правительства.

Президент заявил о готовности к диалогу и сотрудничеству с представителями оппозиционных сил в решении социально-экономических проблем страны и о намерении до окончания своих полномочий принять новую «народную» конституцию. Назначив бывшего министра внутренних дел Нгосу Симбьякулу на пост министра юстиции, президент поручил этому опытному юристу в области конституционного права возглавить процесс принятия основного закона страны. В контексте конституционной реформы президент пообещал, идя навстречу пожеланиям граждан страны, изучить возможность и целесообразность перехода к мажоритарной избирательной системе с законодательным установлением избирательного порога в 50%+1 голос, а также рассмотреть вопрос парного баллотирования (президент + вице-президент). При этом он выразил сомнения относительно эффективности такой системы с точки зрения обеспечения единства нации.

Вслед за избранием на пост президента, Эдгар Лунгу незамедлительно объявил о роспуске кабинета министров и приступил к формированию нового состава правительства, назначив на пост специального помощника президента по вопросам прессы и связям с общественностью бывшего пресс-секретарь посольства Замбии в Лондоне Амоса Чанду. В ближайшее окружение президента также вошли специальный помощник по политическим вопросам Кайзер Зулу и постоянный секретарь аппарата Эммануэл Чилубанама.

Гай Скотт еще накануне выборов заявлял о своей готовности к продолжению сотрудничества (в своей прежней позиции вице-президента) с Эдгаром Лунгу в случае его избрания. Однако сразу после инаугурации новый президент назначил на должность своего заместителя национального председателя «Патриотического фронта» Инонге Вину, до этого занимавшую пост министра по вопросам гендерных отношений и развития детей, а еще ранее главы министерства по делам вождей и вопросам национальных традиций. Назначение на этот пост женщины - беспрецедентное событие в истории Замбии, было весьма позитивно воспринято в политических кругах страны.

Однако Джеффри Бвалья Мвамба, известный бизнесмен и политик, парламентарий, бывший министр обороны Замбии, на последних выборах выступивший на стороне ОПНР, раскритиковал политику нового президента и лидера ПФ по отношению к однопартийцам и бывшим соратникам, которые оказались на пути выдвижения Лунгу на президентский пост. В частности, депутат высказал обеспокоенность относительно дальнейшей судьбы Гая Скотта, одного из отцов-основателей ПФ, незаслуженно отстраненного от политики и не вошедшего в новую президентскую команду. Нынешний генеральный секретарь ПФ Дэвис Чама, в контексте дальнейших политических перспектив для вице-президента Скотта, отметил, что назначение на пост вице-президента Инонге Вины не следует интерпретировать как намерение партии оставить бывшего руководителя страны за бортом большой политики. Это решение, по словам генсека, отражает стремление руководства обеспечить равноправие полов, и «щедрый шаг» президента, назначившего на пост вице-президента женщину впервые в истории страны, заслуживает самой высокой оценки. Тогда как Патриотический фронт все еще нуждается в активном участии Скотта в партийной работе. Последний, будучи членом парламента, все еще остается «членом большой семьи», и «его никто не собирается отстранять».

Одновременно было назначено и приведено к присяге еще несколько членов частично сформированного кабинета, получивших новые или сохранивших старые министерские портфели. Новым министром внутренних дел стал Дэвис Мвила (парламентарий, одно время занимавший пост заместителя при министре обороны Эдгаре Лунгу, и как отмечалось выше, отказавшийся в ноябре 2014 года от заманчивого предложения занять место своего босса в руководстве партии), а должность министра юстиции занял оставивший пост министра внутренних дел Нгоса Симбьякула. Сохранили свои должности в новом кабинете министр иностранных дел Гарри Калаба, министр здравоохранения Джозеф Касонде, министр финансов Александр Чикванда и еще одна женщина в кабинете - министр туризма и по вопросам искусства (культуры) Джейн Капата.

Уже в первые дни своего пребывания на президентском посту, Эдгар Лунгу, в порядке демонстрации доброй воли и примирения со своим основным политическим противником Хакаинде Хичилемой, назначил новым (региональным) министром Северо-Западной провинции члена парламента от ОПНР Доусона Кафвайю. Вместе с тем, как сообщала оппозиционная пресса, этот шаг вызвал раздражение у лидера ОПНР, пригрозившему Кафвайе за сотрудничество с правительством ПФ дисциплинарными санкциями, вплоть до исключения из партии.

12 февраля, после возвращения Лунгу из «рабочего отпуска» в Мфуве (городок в Восточной провинции Замбии в районе национального парка Южная Луангва), и серии первых зарубежных визитов нового лидера (в том числе в Аддис-Абебу - для участия в саммите Афросоюза, в Хараре – для проведения консультаций с вновь избранным главой Афросоюза Робертом Мугабе по перспективным направлениям регионального сотрудничества, в Анголу – по приглашению президента Жозе Эдуарду душ Сантуша) был, наконец, объявлен полный состав обновленного кабинета министров, в котором президент, на всякий случай, временно сохранил за собой пост в силовом ведомстве.

В традиционном (строго менторском) тоне, позаимствованном у предшественника, Лунгу призвал министров к поддержанию на высочайшем уровне репутации и дисциплины и дал понять, что будет требовать от членов нового кабинета только превосходных результатов и упорного труда, нацеленных на исполнение правительством своих предвыборных обещаний. Пригрозил, что «как в футбольной команде без колебаний» будет готов осуществить необходимые перестановки.

Перед правительством Эдгара Лунгу стоит весьма непростая задача - проявить себя во главе государства в течение столь непродолжительного периода (около полутора лет) до начала очередной избирательной кампании 2016 года. По его собственному образному выражению у нового правительства «нет времени на медовый месяц», и новому кабинету предстоит буквально на полном ходу, без длительной «раскачки» принять бразды правления сложной государственной машиной.

Вместе с тем, основной упор в предвыборной риторике Лунгу, отказавшегося от собственной обстоятельной политической и экономической программы, на преемственность власти означает, что когда в преддверии выборов придет время оценивать результативность новой администрации, его команда сможет в равной степени воспользоваться долей определенного успеха, достигнутого прежним руководством в социально-экономическом развитии, и переложить на него часть ответственности за неизбежные провалы и неудачи. Следует также учитывать, что ведущая роль в процессе плавного и «безболезненного» перехода основных рычагов под контроль нового президента отводится костяку «новой» команды – «знакомым лицам», в основном сохранившим посты в ключевых экономических и политических ведомствах или возглавившим смежные структуры, определяющие экономическую и политическую ситуацию в стране.

Серьезным испытанием в экономической сфере, в частности, станет способность правительства достигнуть разумного компромисса в выполнении задачи существенного роста бюджетных доходов в рамках действующего с начала года противоречивого режима налогообложения добывающего сектора, с одной стороны, и в сохранении привлекательного инвестиционного климата в отрасли, с другой.

Одной из характерных «лакмусовых бумажек», наиболее отчетливо способных продемонстрировать исполнение новым кабинетом социального заказа, может стать финальный текст новой конституции, принятие которой должно быть в числе ведущих приоритетов партии, намеренной повторить свой успех на предстоящих выборах.

Однако принятие одного из активно дебатируемых новых положений о мажоритарной системе выборов, допускающей вероятность второго раунда, резко увеличит шансы на победу основного соперника Лунгу в лице лидера ОПНР Хичилемы, уступившего гонку с минимальным отрывом, особенно в условиях тревожной тенденции к «электоральному пессимизму» граждан страны, в основной массе явно безразличных к тому, в чьих руках в конечном итоге окажется судьба страны.

Игорь Швецов