Эта невероятная история воспринимается как сказка, впрочем её отдельные детали вполне могут оказаться приукрашенной драматизацией реальных событий.
В последний день 1963 года, за 10 месяцев до провозглашения независимости Республики Замбии, Сэр Эвлин Хоун, последний губернатор Северной Родезии, обратился с вопросом к Кеннету Каунде, тогдашнему лидеру крупнейшей на тот момент оппозиционной партии UNIP (Объединённой партии за национальную независимость, преемницы запрещённого в 1959 году Замбийского африканского национального конгресса - ZANC), будущему премьер-министру, в последствии занявшему пост первого президента независимой Замбии, о том, каким тот себе представляет будущий символ «новой нации».
Этим символом, по замыслу Каунды и руководства UNIP, суждено было стать молодому (на тот момент 27-летнему), но уже хорошо себя зарекомендовавшему в многолетнем противостоянии колониальному режиму, прошедшему ад судов, тюрем, кандалов, пыток и угроз расстрела бесстрашному и преданному борьбе за независимость активисту из Северной провинции по имени Мпунду Мутембо, одному из двоих братьев-близнецов. На одной из эпохальных встреч с будущим лидером страны, Мутембо получил прочно закрепившееся за ним прозвище Занко (в честь ZANC).
Каунда устроил молодому человеку очередное испытание на прочность, объявив ему, что он был избран для великой цели – умереть во имя нации, и призвал его собрать для этого все силы. В тот же день губернатор на своём роскошном автомобиле в сопровождении полицейского эскорта лично доставил Мутембо-Занко в Центральное полицейское управление, где в одном из помещений его ожидали 18 военнослужащих с оружием наготове.
«Испытуемого» заковали в цепи, после чего ему было предложено освободиться, если он не желает быть незамедлительно расстрелянным. Ко всеобщему удивлению и восхищению, молодой человек, подобно знаменитому Гарри Гудини, справился с этой задачей, неимоверным усилием разорвав оковы. Всё это происходило на глазах многочисленных фотографов, запечатлевших исторический момент с разных ракурсов. Позже эти фотоснимки будут использованы для создания макета и изготовления формы для отливки статуи.
По завершении этой впечатляющей процедуры, выглядевшей со стороны как магическое действо, губернатор Хоун, обратившись к Занко, объявил: «Ну вот, теперь ты – символ нации». После этого Мутембо, обращаясь к губернатору, зачитал (заранее отрепетированное вместе с Каундой и другим известным лидером борьбы с колониализмом Саймоном Капвепве, будущим первым министром иностранных дел в независимой Замбии) официальное требование о предоставлении Северной Родезии независимости с 24 октября 1964 года (в день шестой годовщины основания Замбийского африканского национального конгресса).
Церемония завершилась торжественной присягой Мутембо на Библии и отъездом в резиденцию губернатора, где он пробыл 4 дня. 5 января 1964 года Занко перевезли в расположенный в двух километрах от Дома правительства дом в Вудлендсе, где он находился в течение нескольких месяцев под охраной белых сотрудников полиции и был обеспечен всем необходимым. Помимо всего прочего за ним был закреплён официальный автомобиль «Лэнд Ровер» с британским флагом и аббревиатурой SNNRG, обозначавшей присвоенный Мутембо высокий титул «Символ Нации – Правительство Северной Родезии»).
В марте 1964 года губернатор вызвал живой «Символ Нации» в Дом правительства и пригласил его составить ему компанию в поездке в Эйберкорн (в родной город Мутембо в Северной провинции, позднее переименованный в Мбалу). Как оказалось, на родине Занко Сэр Эвлин выделил ему в собственность внушительный участок земли площадью 5 га в знак признания его высокого статуса.
Мутембо оставался в Мбале до 17 октября, когда колониальные власти прислали за ним специальный самолёт, доставивший его в Лусаку. На борту ему был продемонстрирован образец будущего национального флага Замбии.
Спустя неделю, в ночь с 23 на 24 октября 1964 года на специально отстроенном для этой цели стадионе Независимости в Матеро (на севере Лусаки), Мутембо стоял в нескольких шагах от Кеннета Каунды, которому Королевская Принцесса Мария (Графиня Хэрвуд), представлявшая на церемонии Британскую Корону, торжественно вручила официальный Документ о независимости (Instruments of Independence) под ликующие возгласы многотысячной толпы, ставшей свидетелем исторического события: губернатор Северной Родезии Сэр Эвлин Хоун за несколько мгновений до полуночи спустил британский Union Jack после чего его место на флагштоке занял новый красно-чёрно-зелёно-оранжевый флаг молодой независимой Республики Замбии.
А 23 октября 1974 года, в канун 10-й годовщины независимости страны, состоялось официальное открытие Статуи Свободы, изготовленной по фотографиям Мутембо, разрывающего оковы.
Надпись на памятной табличке, закреплённой на постаменте, гласит:
МОНУМЕНТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ БОРЦАМ ЗА СВОБОДУ
ПАМЯТИ ВСЕХ ТЕХ, КТО ОТДАЛ СВОИ ЖИЗНИ ЗА СВОБОДУ ЗАМБИИ
МОНУМЕНТ БЫЛ ОТКРЫТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВОМ ПРЕЗИДЕНТОМ ДОКТОРОМ КЕННЕТОМ ДЭВИДОМ КАУНДОЙ 23 ОКТЯБРЯ 1974 ГОДА В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ДЕСЯТОЙ ГОДОВЩИНЫ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ЗАМБИИ
Кстати, Национальный музей Лусаки, долгое время скрашивавший одиночество стоящей на высоком постаменте брутальной фигуры борца за свободу, разрывающего цепи на своих запястьях и взирающего суровым взглядом на плотный поток автомобилей, растянувшийся вдоль проспекта Независимости (некогда носившего имя Короля Георга V, сын которого, Принц Георг, Герцог Кентский, заложил в 1934 году «первый кирпич» в основание будущей магистрали), был построен за монументом лишь спустя 16 лет после драматических событий, описываемых в очерке о поимке Лусакского Душителя. А новый Правительственный комплекс, воздвигнутый по соседству с музеем, непосредственно за монументом, был открыт и вовсе лишь в 2003 году.
В двадцатый юбилей Независимости 24 октября 1984 года президент Каунда вручил Занко Мпунду Мутембо высочайшую правительственную награду Орден Кавалера Свободы (Order of the Grand Companion of Freedom) за его значительный вклад в дело борьбы за национальную независимость.
Свой дом в Мбале на участке, выделенном колониальными властями, Мутембо позднее передал под региональный офис в то время правящей (и единственной в условиях однопартийной системы, установившейся во времена правления Каунды) Объединённой партии за национальную независимость. Позже, местные жители превратили это строение в столярную мастерскую.
Парадоксально, но после ухода в отставку Кеннета Каунды, проигравшего на очередных выборах в 1991 году своему сопернику Фредерику Чилубе, лидеру Движения за многопартийную демократию, «Символ Нации» Занко (ныне, слава Богу, здравствующий) был предан незаслуженному забвению.
И тем не менее, согласитесь, далеко не каждый, как этот пожилой, поджарый мужчина, опирающийся на трость, проходя мимо могучей, величественной Статуи Независимости, раскинувшей руки, разрывающие колониальные оковы, может себе позволить небрежно бросить, кивнув в сторону монумента: «Узнаёте? А ведь это я!»
Игорь Швецов
Комментарии