Министр иностранных дел Замбии Гарри Калаба выступил 23 апреля с заявлением о том, что правительство поручило своему посольству в Дар-эс-Саламе проверить факты, связанные со зверским убийством в Танзании 24-летнего гражданина Замбии Саймона Синкамбы из деревни Нтинди, которого местные жители заподозрили в причастности к ритуальным убийствам.

Министр также не обошёл вниманием вопрос о последствиях прокатившейся по окраинам Лусаки серии погромов и грабежей, жертвами которых стали многие иностранцы. В этом контексте он поспешил заверить международное сообщество в том, что, невзирая на это прискорбное происшествие, Замбия была и остаётся «мирной гаванью» и намерена впредь развивать добрососедские отношения с приграничными странами в интересах экономического прогресса и процветания.

Благоприятный и безопасный деловой климат является надёжной основой для взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества, к продолжению которого министр призвал все заинтересованные стороны, которые «не должны ни на йоту сомневаться в полной безопасности, гарантируемой правительством Замбии и добрыми намерениями её граждан».

Волна протестов, накрывшая в понедельник 18 апреля и вторник 19 апреля ряд густонаселённых районов Лусаки, по убеждению министра, вовсе не носила ксенофобский характер. Он уверен в том, что толпой манипулировала жалкая горстка людей, стоявшая за организацией этих стихийных выступлений и воспользовавшаяся ситуацией, связанной с ритуальными убийствами, в качестве удобного предлога для расшатывания обстановки в своих узкокорыстных интересах.

С мнением министра в определённой степени перекликаются заявления представителей руандийской диаспоры в Замбии, которые считают недавнюю серию грабежей и погромов, несвойственной замбийцам.

Глава местной руандийской общины Фродуальд Нтезимана отмечает, что его соотечественники всегда воспринимали Замбию маяком мира и своим вторым домом, после того как покинули родину, спасаясь от геноцида.

Многие выходцы из Руанды проживают в Замбии почти четверть века, с тех пор, как прибыли сюда в поисках убежища, надеясь найти спасение от ужасов гражданской войны 1990-1993 годов, кровавого межэтнического конфликта и геноцида тутси, развязанного правительством хуту в апреле-июле 1994 года. Руандийцы ассимилировались в местных сообществах, обзавелись семьями, развивают здесь успешный бизнес.

Нтезимана всегда был уверен в том, что замбийцы по своей природе - миролюбивый народ, которому чуждо насилие. Тем более чудовищно воспринимались совершенные ими акты жестокости и насилия по отношению к иностранцам.

Прожив более 20 лет в Замбии, с гражданами которой они разделяют общие человеческие, христианские, социальные ценности, руандийцы считают происшедшее «незамбийским», поскольку замбийцы так себя не ведут.

Вместе с тем Нтезимана исключил и вероятность того, что к ритуальным убийствам могли приложить руку его проживающие в стране соотечественники, активно добивающиеся интеграции (ассимиляции) в замбийское общество с тех пор, как 30 июня 2013 года их статус беженцев был отменен. Он рассчитывает на то, что в ближайшей перспективе тысячи бывших руандийцев станут полноценными гражданами Замбии, после чего все их страхи и волнения за свою судьбу, усилившиеся на недавней волне ксенофобии, должны кануть в лету.

А по свидетельству преподобного Чарльза Чилинды, настоятеля Церкви Святого Игнатия, давшего временный приют сотням иностранцев, пострадавших в результате погромов, вопреки расхожему мнению, лишь одна руандийская семья оказалась среди жертв стихийного террора, затронувшего не менее 1.000 семей иностранных беженцев, проживающих в различных районах Лусаки. По данным офиса по делам беженцев при МВД Замбии, подавляющее большинство людей, нашедших убежище в стенах храма, прибыли в страну из конголезской провинции Киву.

Тем временем, в лагеря для беженцев Маюкваюква и Мехеба были переведены 334 беженца, среди которых оказалось около 300 конголезцев и лишь 25 выходцев из Руанды и 22 бурундийца.

Общая численность беженцев, соискателей убежища, лиц без гражданства и внутренне перемещённых лиц в Замбии (с учётом бывших беженцев, потерявших этот статус, но всё ещё пребывающих на территории страны) превышает 50 тысяч человек, представленных преимущественно выходцами из Анголы (свыше 22 тыс. человек), ДРК (свыше 18 тыс. человек) и Руанды (около 4 тыс. человек). Многие ангольские беженцы, в том числе их дети (во втором и третьем поколении), родившиеся в Замбии, проживают на территории страны в таком статусе в течение десятков лет.

Подавляющее большинство беженцев размещается в двух лагерях - Маюкваюква (в округе Каома в Западной провинции) и Мехеба (в Северо-западной провинции, вблизи границы с ДРК и Анголой), где продолжают процветать проституция, ранние браки, сексуальное насилие.

Социально-экономическая маргинализация беженцев до минимума ограничивает их возможности удовлетворять бытовые потребности своих семей, всецело полагающихся на донорскую помощь. Эти люди располагают простейшим жильём, пользуются базовыми коммунальными услугами и минимальным медицинским обслуживанием, однако лишены права на свободное перемещение за пределами территории лагерей и ограничены в вопросах трудоустройства, а скудные финансовые ресурсы не позволяют обеспечить адекватный доступ молодёжи к образованию.

Замбийские власти не в состоянии обеспечить адекватную защиту и безопасность этой категории лиц, особенно женщин, регулярно подвергающихся в местах размещения сексуальному насилию, и девочек, многие из которых становятся объектом ранних браков.

Законы Замбии гарантируют право на получение убежища, но при этом наделяют министра внутренних дел страны широкими полномочиями по депортации нежелательных беженцев, лишённых возможности апелляции.

Правительство Замбии тесно сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев и других гуманитарных организаций в интересах обеспечения прав и оказания помощи лицам, нуждающимся в убежище.

Одной из действенных мер решения этой проблемы представляется реализация программы поэтапной интеграции (натурализации) бывших беженцев, в рамках которой государство выделяет на своей территории специальные районы для их поселения и наделяет их равными с коренными гражданами правами.

Игорь Швецов