Столичная полиция задержала четверых человек, в том числе двоих военнослужащих, подозреваемых в причастности к серии ритуальных убийств, оказавшихся в центре внимания информационных агенств в марте-апреле этого года.
Двое военных - 46-летний Лаки Сиаме из воинской части, расположенной в Лиланде, на северо-западе Лусаки, и 42-летний Элвис Ньянга из Солвези (столица Северо-Западной провинции), а также 41-летний знахарь (традиционный доктор) Льюис Чишимба Бвалья из лусакского района Калунду и 44-летний Кристофер Касапо, гражданский служащий, наёмный сотрудник авиабазы ВВС в Зингалуме (район на западе Лусаки), были доставлены в мировой суд, где всем четверым было предъявлено официальное обвинение по семи эпизодам убийств.
Данные по числу жертв ритуальных убийств в марте-апреле 2016 года, приводившиеся ранее в различных источниках, могут разниться.
Согласно материалам дела, все убийства, в которых обвиняются задержанные, совершались по отработанной схеме – оглушающий удар тяжёлым предметом в височную часть головы жертвы, извлечение органов и последующее избавление от трупов, оставленных в общественных местах, во многих случаях вблизи домов жертв или неподалёку от местных питейных заведений. Во всех случаях рядом с телами погибших был обнаружен увесистый камень со следами крови.
По версии следствия, в первом эпизоде, относящемся к периоду между 5 и 6 марта, участники преступной группы, в которую входили Сиаме, трое его соучастников и, по предварительным данным, другие неизвестные преступники, совершили зверское убийство Клевера Чангве Мвапе.
В период между 16 и 17 марта те же четверо совместно с другими подельниками с невероятной жестокостью расправились с Уильямом Челой, Элиасом Фири, Алексом Зулу, Борисом Музумару.
7 апреля их жертвой стал Амон Сичамба, а в период между 15 и 16 апреля от рук кровожадных убийц погиб Энтони Мваба.
На формальный вопрос судьи Гринуелла Малумани о том, понимают ли фигуранты этого резонансного дела предъявленные им обвинения, все четверо ответили утвердительно. Однако один из подсудимых – Сиаме заявил о том, что его адвокат не может присутствовать на текущем заседании, и о том, что члены его семьи не знают о том, что его дело слушается в данный момент в суде.
Более того рассмотрение его дела на судебном заседании в этот день стало полной неожиданностью для него самого. Однако судья успокоил его, уточнив, что никто не собирается лишать его законного права на защиту, и что на первом заседании присутствие адвоката не обязательно, поскольку подсудимым лишь зачитаны предъявляемые им обвинения.
Предварительное слушание по делу назначено на 20 мая в ожидании завершения подготовки официального обвинительного заключения офисом директора публичных преследований (высшее должностное лицо, уполномоченное предъявлять обвинения по уголовным делам во многих государствах-членах (британского) Содружества наций, включая Замбию).
Следует отметить, что с задержанием предполагаемых преступников, вину которых предстоит установить судебным органам, шокирующие сообщения, не сходившие с газетных полос последние несколько недель, постепенно начали вытесняться из информационного пространства другими (порой не менее депрессивными) новостями криминального характера. Психологический эффект, преследующий первоочередную цель успокоить граждан, переключив их внимание на другие, более актуальные темы, и выиграть время для проведения более тщательного расследования, достигнут.
Осмелюсь предположить, что последующий судебный процесс едва ли будет освещаться столь же широко, сколь громкое задержание «ритуальных убийц» и первое судебное заседание. В дальнейшем, спорадически просачивающаяся в прессу весьма дозированная и противоречивая информация о ходе рассмотрения подобных резонансных и трудно раскрываемых дел, которое может затягиваться на неопределённое время, порой вызывает сомнения в обстоятельности расследования и виновности обвиняемых. Умиротворить общественное мнение несложно, но примут ли такое положение дел родственники жертв?
Игорь Швецов
Комментарии