продолжение истории серийного убийцы Бернарда Чилалы, повествующей о том, насколько высока порой может оказаться цена гостеприимства и доверчивости

4. Смерть в чёрном одеянии

Как следует из материалов дела, предъявленных суду стороной обвинения, 28 января 1997 года около 8 часов утра мелкий фермер из тауншипа Лубомбо в городе Мазабука (Южная провинция) по имени Скейвер Фири вышел из дома, отправившись в поле, где в эти дни обычно подолгу был занят прополкой и прореживанием всходов кукурузы на своём небольшом участке земли.

Приблизительно в полдень на пороге дома, где проживала семья Фири, появился незнакомый мужчина. Находившимся в доме детям – Морин, Виолетте и Альфреду незнакомец сообщил неприятную новость о том, что их отец, якобы уличённый в краже мешков с удобрениями, задержан полицией. По словам незнакомца (а это был никто иной как Чилала), полиция, якобы, готова выпустить Фири под залог в размере 300 тысяч квач.

Детей насторожила странная деталь: в руках мужчины была небольшая сумка, с которой их отец тем утром отправился в поле. Однако, растерявшись, они не решились задавать лишних вопросов о том, каким образом у того оказалась принадлежавшая отцу вещь.

Мужчина провёл достаточно длительное время в доме потерпевшего, где его радушно приняли, усадив за стол и накормив ншимой (маисовой кашей). За это время детям, встревоженным информацией о задержании отца, удалось собрать лишь 20 тысяч квач из суммы, обозначенной в качестве условия его освобождения. Тем не менее, незнакомец, удовлетворившись и этой частью требуемого, по его утверждению, залога, взял деньги и, пообещав в скором времени вернуться назад с хозяином, покинул гостеприимный дом.

Когда спустя двое суток стало очевидно, что никто не собирается возвращать им отца, Альфред отправился в полицейский участок. Юноша похолодел от ужаса, когда дежурный сообщил ему, что мужчина по имени Скейвер Фири среди арестантов не значится, посоветовав отправиться в поле и поискать отца там.

Maize Field at Mazabuka Царица полей. Маисовая плантация под Мазабукой (Южная провинция)

Одолеваемый страшными предчувствиями, Альфред помчался на поиски отца. Эти поиски продолжались недолго. Спустя считанные минуты бешено колотившееся сердце мальчика словно рухнуло в пустоту, а к горлу подступил комок, когда он наткнулся на бездыханное тело отца, заваленное кукурузными стеблями, травой и ветками.

На голове начавшего разлагаться трупа зияли обширные раны. Рядом с телом валялся железный прут, который, как позднее подтвердила экспертиза, был использован в качестве орудия убийства.

В процессе расследования было установлено, что менее, чем за две недели до описываемых выше событий подозрительный незнакомец объявился в небольшой деревушке под городом Монзе, в 60 км к юго-западу от Мазабуки.

Monze Житница страны - небольшой городок Монзе с населением ок. 30 тыс. человек, беспечивающий Замбии львиную долю урожая кукурузы

Днём 17 января многие селяне обратили внимание на странного мужчину, одетого во всё чёрное: чёрные брюки, чёрную куртку и чёрную обувь, который бродил между домами, выпрашивая у хозяев еду. На верхней губе и возле правого глаза бродяги красовались глубокие, уродливые шрамы.

Местный житель по имени Диксон Чимука, сжалившись над пришельцем, пригласил его в дом и угостил обедом. Воспользовавшись гостеприимством хлебосольных хозяев, незнакомец засиделся у них допоздна. Под вечер Диксон засобирался в лес, прихватив с собой топор и сообщив домочадцам, что должен ненадолго отлучится, чтобы нарубить стеблей и накопать корешков полезных растений. Его новый знакомый, попрощавшись с детьми, вышел вслед за хозяином.

Когда за окном стемнело, во дворе послышались неторопливые шаги. С порога гость, вернувшийся почему-то без хозяина дома, сообщил дочери Чимуки - Белите и сыну - Диксону, что их отец отправился на соседнюю «белую» ферму, чтобы купить удобрений, и попросил его присмотреть за детьми.

На утро, переночевав в доме Чимуки, который подозрительно долго не возвращался домой, гость послал детей в продуктовую лавку, наказав купить цыплёнка к обеду. После скромной трапезы мужчина заглянул к соседям, в компании которых провёл пару часов за кружкой пива. Вернувшись под вечер в дом Чимуки, он приготовил для его детей ншиму.

После ужина дети, так и не дождавшись отца, отправились ночевать в дом к соседям, а их гость, не спрашивая разрешения, бесцеремонно остался ночевать в спальне исчезнувшего хозяина дома.

Наутро дети не застали незнакомца, которого, как оказалось, и след простыл. И лишь спустя неделю с небольшим, 26 января на территории соседней фермы было обнаружено полуразложившееся тело Диксона Чимуки с пробитым черепом. У трупа отсутствовала нижняя челюсть. На левом бедре зиял глубокий порез. Одежда на трупе была изорвана. Рядом с телом жертвы была обнаружена небольшая мотыга со следами крови.

Вызванный на заседание суда в качестве свидетеля обвинения главный инспектор-детектив Робинсон Чука показал, что в 1997 году, в период его работы в команде по расследованию уголовных преступлений полицейского участка Мазабуки, оперативные сводки пестрели сообщениями о многочисленных убийствах в городе и его окрестностях.

Детектив также хорошо запомнил, что 26 января 1997 года в рапорте следственной группы из другого полицейского участка в городе Монзе, фигурировала информация об обнаружении трупа Диксона Чимуки, убитого на ферме Сэйвори.

А по заявлению Альфреда Фири, 30 января 1997 года обнаружившего тело отца в кукурузном поле в Лубомбо неподалёку от Замбийской сахарной плантации, Чука в сопровождении других сотрудников полиции лично выезжал на место преступления.

2 июня 1999 года в ходе следственного эксперимента, поведённого в районе Лубомбо, обвиняемый показал сотрудникам полиции точное место, где было совершено убийство Скейвера Фири, продемонстрировав на манекене соответствующие подробности преступления.

После этого Чилала был перевезён на ферму Сэйвори под Монзе, где в деталях показал полицейским, как было совершено убийство Диксона Чимуки.

продолжение 》

Игорь Швецов