С призывом к полиции ускорить расследование резонансного дела о ритуальных убийствах в Лусаке обратился президент Объединённой партии национального развития (ОПНР) Хакаинде Хичилема. В ходе состоявшегося накануне брифинга для прессы, оппозиционный политик выступил с резкой критикой в адрес правоохранительных органов, возложив на них вину за прокатившуюся по окрестностям столицы волну грабежей и эскалацию насилия в отношении иностранцев – руандийцев и бурундийцев, в значительной степени спровоцированную медлительностью полиции в проведении следственно-разыскных мероприятий.
Хакаинде Хичилема – мультимиллионер и владелец крупного бизнеса в сфере животноводства, профессиональный экономист-управленец по образованию, выпускник Университета Замбии и Бирмингемского университета. В послужном списке Хичилемы - должность генерального директора местных представительств международных консалтинговых агентств Coopers Lybrand и Grant Thornton. Пост президента главной оппозиционной силы страны – Объединённой партии национального развития, проповедующей либеральную идеологию, занимает с 2006 года (после кончины её прежнего лидера Андерсона Мазоки). С тех пор регулярно участвует в борьбе за кресло главы государства, снискав себе незавидный негласный титул «вечного кандидата».
Значительный груз ответственности за сложившуюся ситуацию, по мнению лидера ОПНР, лежит и на президенте страны, который в своём выступлении во время турне по Восточной провинции прозрачно намекнул, что за убийствами в тауншипах Джордж, Лиланда и Зингалуме, якобы, стоят «всем известные элементы», тем самым подставив под удар иностранцев и представителей оппозиции.
А пока военные и полиция наводили порядок в Лусаке, эпидемия ритуальных убийств, похоже, перекинулась на столицу провинции Луапула Мансу. Здесь 22 апреля около 7 часов утра, возле здания Церкви св. Павла в районе центрального рынка прохожие наткнулись на труп неопознанного мужчины в возрасте 30-35 лет с двумя глубокими порезами на голове.
У трупа были отсечены гениталии, извлечено сердце, срезана кожа вокруг шеи. Тело погибшего доставлено в морг городского госпиталя Мансы для проведения опознания и аутопсии.
Тем временем местный бизнесмен Бонифаций Капия, более известный под прозвищем Какис, владелец ночного клуба с романтическим названием Elle et moi («Она и я»), поспешил опровергнуть распространившиеся по городу слухи о том, что погибший является одним из его сотрудников.
В городе усилено патрулирование улиц во избежание повторения взрывоопасной ситуации, вызвавшей массовые беспорядки в замбийской столице.
Манса не впервые оказывается в центре внимания и попадает в полицейские сводки в связи с подобными обстоятельствами, которые, увы, являются типичными не только для замбийской глубинки, но и, как показывает практика, для крупных городов и даже для столичного региона.
В частности, в апреле 2011 года, в ряде районов города вспыхнули волнения, переросшие в ожесточённые столкновения местных жителей с объединёнными силами армии и полиции, стянутыми в неблагополучные кварталы. Усмирить протестующих удалось только спустя двое суток.
Конфликт в буквальном смысле «разгорелся» на пустом месте. Когда по городу в очередной раз поползли зловещие слухи об объявившихся в этих местах ритуальных убийцах, реакция горожан не заставила себя долго ждать. Масла в огонь подлила местная радиостанция Yangeni, в одном из репортажей указавшая на неких бизнесменов, нанимающих убийц и заказывающих им похищение детей и молодых людей, чтобы извлечь у них отдельные органы для использования в колдовских обрядах, нацеленных на приумножение богатства.
Сотрудники полиции пытались проводить разъяснительную работу с населением, опровергая досужие домыслы о существовании в городе банды ритуальных убийц. Однако, их призывы остались пустым звуком, тогда как в городе развернулась настоящая охота за «богачами, наживающими свои богатства на крови детей».
Так, например, скорые на расправу жители района Сенама в округе Манса, где, как утверждает людская молва, за последнее время пропало без вести несколько детей, весьма оперативно «выявили» трёх подозреваемых, отреагировав на «сигнал» о том, что те, якобы, пытались похитить ребёнка, которого спасло лишь то, что он громко звал соседей на помощь. Под горячую руку линчевателей попался конголезец, владеющий несколькими небольшими предприятиями в Мансе, в том числе кредитной организацией, предоставляющей займы под высокий процент, а также двое граждан Замбии, которые, по слухам, были им завербованы для совершения ритуальных убийств.
Сначала мужчин избили до полусмерти, затем обмякшие тела обмотали пластиковыми пакетами, обложили автомобильными покрышками, облили горючей жидкостью и подожгли. Ещё одному иностранцу - единственному в городе предпринимателю индийского происхождения, которого также «назначили» виновным в несуществующих преступлениях, удалось спастись бегством. Однако дом бизнесмена и принадлежащие ему пять магазинов подверглись разграблению и были сожжены дотла.
Когда полиция предприняла попытки провести расследование инцидента и помешать разграблению частной собственности, разъярённые горожане вступили в противостояние с представителями органов правопорядка, которое привело к массовым поджогам, разрушению объектов городской инфраструктуры, дальнейшему уничтожению и разворовыванию имущества, принадлежащего иностранцам.
Многие аналитики ещё тогда высказывали предположение о том, что информация о ритуальных убийствах, которые действительно периодически происходят в разных уголках Замбии, порой используются бедняками как удобный предлог для того, чтобы «выпустить пар», выместить злость и обиду за свои злоключения на более успешных согражданах или, еще лучше, на экспатриантах, которые априори считаюттся виновными в бедственном положении местного населения. В этом контексте, пример Мансы является особенно показательным, поскольку в Луапуле - одной их беднейших и наименее развитых провинций широко распространены колдовские культы и практикуется совершение обрядов чёрной магии.
Игорь Швецов
Комментарии