Сотрудники правоохранительных органов провинции Луапула и других регионов Замбии, как впрочем и их коллеги из других государств мира едва ли могут пожаловаться на недостаточную загруженность по работе. Семейные разборки, акты вандализма, кражи, грабежи, изнасилования, убийства, и прочие мелкие и тяжкие правонарушения – да мало ли с чем ещё по долгу службы приходится сталкиваться стражам закона в любой точке земного шара на ежедневной (и еженощной) основе.
Но помимо тревожных фактов посягательств на имущество, здоровье, половую неприкосновенность и жизнь граждан у замбийских полицейских имеется ещё один весьма специфический повод для беспокойства.
Во вторник, 18 сентября в полицию округа Манса (провинция Луапула) поступил сигнал от одного из местных жителей с заявлением о возможном преступлении. В этот день около 6 часов вечера свидетель отправился на деревенское кладбище Ненгененге, с тем, чтобы проведать своего умершего родственника.
Блуждая по проходам между могил в поисках нужного ему захоронения, мужчина обратил внимание на подозрительную активность на одном из отдалённых участков погоста. За невысокими холмиками земли на дальней окраине кладбища свидетель заметил едва различимые фигуры мужчин с лопатами и большими пластмассовыми вёдрами, суетившихся возле покосившегося надгробия.
Заподозрив неладное, ведь в это время суток захоронения, как правило, не проводятся, свидетель подошёл поближе, чтобы в лучах заходящего солнца получше разглядеть лица «могильщиков». Пройдя мимо с нарочито равнодушным видом, мужчина поспешил прочь, обратившись в органы правопорядка с сообщением о происшествии.
Позднее, информация свидетеля с описанием подозреваемых позволила, что называется по горячим следам, задержать четырёх человек, имена которых были озвучены в докладе руководителя пресс-службы полиции г-жи Эстер Катонго.
В отдел полиции были доставлены трое жителей деревни Читенте, находящейся под юрисдикцией вождя Мибенги из округа Манса, - 35-летний охотник за ведьмами, некий «Доктор Чесва» (в миру Эммануил Касуба), его ровесник Нгандве Балакени и 50-летний Фрэнсис Малемба, а также ещё один колдун-знахарь из деревни Чилумба в вождестве Касома Бангвеулу (округ Самфья) – Корнелиус Мвиламбве, 56 лет от роду.
Один из арестованных (согласно отчёту полиции - слепой 🙈 колдун) привёл сотрудников полиции на место преступления, показав оперативникам две свежеразрытые могилы.
Согласно результатам предварительного расследования, преступная группа проникла на кладбище с целью эксгумации и хищения скелетированных останков. У скелета покойника, похороненного в 2010 году, полиция обнаружила отсутствие части костного материала, который, предположительно был похищен и спрятан подозреваемыми в укромном месте на территории вождества Мибенге.
Позднее преступники указали полицейским местоположение тайника, в котором были обнаружены кости, предположительно извлечённые из разрытой могилы с кладбища Ненгененге, а также множество других останков, происхождение которых следствию ещё предстоит выяснить. Все эти страшные находки были переданы в криминалистическую лабораторию для проведения судебно-медицинской экспертизы.
По заявлению Элиаса Чуши, комиссара полиции провинции Луапула, останки используются преступниками предположительно для проведения зловещих колдовских ритуалов.
При этом, в сложившихся обстоятельствах вряд ли имеют право на существование другие правдоподобные гипотезы о побудительных мотивах, заставляющих преступников варварским образом нарушать покой усопших.
📚 Разве что в Замбии вдруг объявились самоотверженные энтузиасты-естествоиспытатели, подобные доктору Виктору Франкенштейну или Херберту Уэсту – реаниматору, литературным персонажам, сошедшим со страниц произведений Мэри Шелли и Хауарда Филлипса Лавкрафта.
🇬🇧 А может быть луапульские копы имеют дело с продолжателями успешного коммерческого предприятия двух предприимчивых ирландских эмигрантов Уильяма Бёрка и Уильяма Хэра, наладивших в двадцатых годах 19-го века в шотландском Эдинбурге процветающий бизнес по сбыту трупов для местных анатомических театров?
Правда, в отличие от героев нашего сюжета тёзки-убийцы не заморачивались раскапыванием могил, а «производили» «товар» собственноручно. При этом, попросту говоря, если ирландцы, по сути, убивали людей для добывания трупов, то замбийские разорители могил, напротив, добывают трупы, используя их фрагменты в колдовских (сатанинских) обрядах для последующего убийства людей или наведения на них порчи. Впрочем, в конечном счёте за преступлениями в обоих случаях кроются корыстные мотивы. А как свидетельствует практика, замбийские колдуны-сатанисты могут добывать «сырьё» для своих жутких «опытов» не только из могил.
🇺🇸 А что если в руки замбийских сыщиков попали последователи висконсинского похитителя трупов, убийцы и некрофила Эда Гина, изготавливавшего предметы одежды и мебели из останков, украденных из могил? (Черты этого типажа и его мотивы угадываются в образе и поступках Нормана Бейтса, скромного и застенчивого владельца небольшого мотеля в калифорнийском Фэйрвэйле, получившего путёвку в бессмертие с выходом в свет в 1959 году романа Роберта Блока Псих, экранизированного годом спустя Сэром Альфредом Хичкоком в одноимённом триллере. Однако, вопреки бытующей теории о том, что на написание романа писателя вдохновила история Гина, в действительности Блок узнал об этом деле лишь когда работа над книгой уже близилась к концу).
🇷🇺 В качестве более «свежей» аналогии из новейшей истории напрашивается дело талантливого нижегородского этнографа-некрополиста Анатолия Юрьевича Москвина, выпускника аспирантуры филфака МГУ, составителя популярных словарей иностранных слов и фразеологических оборотов, профессионального переводчика-полиглота, свободно владеющего 13 иностранными языками, автора многочисленных краеведческих статей и очерков. Близко знающие Москвина друзья и знакомые отзываются о нём (вероятно, вполне заслуженно) как об одарённом учёном, безумно влюблённом в своё дело, а также интеллигентном, добрейшем, милейшем человеке и неординарной личности.
Будучи чрезвычайно увлечённой натурой, Москвин долгие годы самозабвенно собирал грандиозную коллекцию кукол, больших, в человеческий рост, подобных чудесной кукле печального мальчика-наследника Тутти из сказки Ю.К.Олеши о трёх толстяках.
Собрание кукол Анатолия Москвина насчитывало около трёх десятков экспонатов. Куклы в красивых нарядах занимали всё пространство комнаты коллекционера, проживавшего в одной квартире со своими родителями. В утробу отдельных своих любимиц изобретательный нижегородский «кулибин» заботливо вмонтировал электронные устройства, позволявшие его «соседкам» разговаривать с «папочкой» кукольными голосами. Кукол в квартире было так много, что часть экспонатов пришлось разместить в гараже.
Те немногочисленные читатели, которые, возможно, до этого никогда не слышали об этой громкой истории, могут задать вполне резонный вопрос: а какое отношение всё это кукольное великолепие имеет к теме нашего сюжета?
Да почти никакого, за исключением небольшой, малосущественной детали. Как выяснили следователи, занимавшиеся этим делом в 2011 году, материал для своих экспонатов учёный-краевед в течение многих лет бережно и кропотливо собирал по кладбищам Нижнего Новгорода и Москвы, под покровом ночи вскрывая могилы, из которых извлекал истлевшие останки маленьких девочек и молоденьких девушек.
Какие серьёзные тараканы поселились в голове кукловода (горе от ума?) остаётся только догадываться. По утверждению Москвина, он интересовался чёрной магией, но едва ли столь же значительно преуспел в этой области, сколь глубоки были познания отечественного полиглота в традиционных гуманитарных науках. Тогда как простые, малограмотные замбийские селяне в колдовском искусстве достигают порой величайших высот! А искусство, как известно, требует жертв…
Тем временем господин Чуши отмечает, что происшествие в округе Манса, увы, далеко не единственное явление подобного рода в подотчётной ему провинции.
Высокопоставленный полицейский чиновник сокрушается по поводу участившихся в последнее время жалоб жителей на похожие чудовищные акты надругательств над телами умерших и местами их захоронения (Статья 130 УК Республики Замбии / Статья 244 УК Российской Федерации).
Следует отметить, что эти уродливые, отвратительные проявления дикости и суеверия, укоренившихся в умах отдельных граждан страны, не относятся к числу феноменов, уникальных для провинции Луапула, о чём свидетельствует самый свежий пример. В конце октября 2018 года сотрудники полиции округа Ньимба в Восточной провинции обнаружили на одном из местных кладбищ очередную разграбленную могилу.
24 октября тело скончавшейся накануне 54-летней Джудит Мванзы было предано земле, а уже на следующий день неизвестные злоумышленники надругались над могилой женщины. По информации комиссара полиции Восточной провинции Лэксона Сакалы, на месте преступления стражи закона обнаружили одежду усопшей, одеяло, в которое во время похорон было завернуто тело, и несколько пар использованных резиновых перчаток. Труп женщины, при жизни страдавшей альбинизмом, бесследно исчез.
На территории Замбии проживает свыше 25 тысяч людей с этим врождённым генетическим отклоненнием. Ежегодно в разных точках страны регистрируется не менее десятка дел об убийствах или насильственных преступлениях, жертвами которых становятся местные жители со смертельно опасным «физическим недостатком» - дефицитом или отсутствием фермента меланина. Согласно распространённым на африканском континенте безумным теориям, части тел альбиносов при использовании в колдовских обрядах способны принести богатство и удачу. Добычей убийц становятся отрезанные конечности, вырванные зубы, глаза, внутренние органы несчастных людей.
При этом в Замбии масштабы этого безумия можно назвать весьма «умеренными» по сравнению с немыслимым бепределом, который творится в целом ряде африканских государств. Несмотря на активное противостояние этому неистребимому злу со стороны проавоохранительных органов, общественных и правозащитных организаций, сотрудников Красного креста и просто неравнодушных жителей, готовых предоставить приют несчастным людям (подвергая смертельной опасности свои семьи), «охотники за альбиносами» в Бурунди и Танзании, регулярно лишают жизни десятки жертв своего омерзительного промысла.
🇹🇿 В Танзании, где проживает около 170 тысяч людей, страдающих альбинизмом (хотя в данном контексте уместнее сказать, «страдающих из-за альбинизма»), согласно утверждениям сведующих источников, колдуны нередко готовы раскошелиться на сумму в размере до 75.000 долларов США за «полный комплект» органов и частей тела альбиноса!
Как неустанно повторяют с различных трибун представители властных структур, разгул преступности и насильственных преступлений, связанных с отправлением зловещих сатанинских культов и колдовских обрядов, не может не вызывать особую тревогу в замбийском обществе, ведь подобные кощунства являются противоестественным, чуждым явлением для богобоязненной, христианской страны.
Но, как мы усвоили ещё с пелёнок, чем больше противоречит то или иное зло самой природе и устоям общества («не может быть, потому что не может быть никогда»), тем глубже оно пускает свои ядовитые корни в тёмные, глухие недра нашей повседневной действительности.
А Васька слушает, да ест…
🧟🧟
Игорь Швецов
Комментарии