Церемония прощания с господином Петиасом Кагундой, жителем деревни Кабоке в округе Мпонгве, закончилась трагически для его односельчанина - 77-летнего Генри Чисандо, который во вторник 12 июля 2016 года вместе с другими родственниками и друзьями покойного, ни о чём не подозревая, пришёл на деревенское кладбище с тем, чтобы отдать дань памяти усопшему.
Как следует из заявления комиссара полиции провинции Коппербелт Черити Катанги, некоторые участники траурной церемонии, посчитавшие весьма подозрительной скоропостижную смерть господина Кагунды, решили выяснить, кто из ближайшего окружения покойного может стоять за его преждевременной кончиной. «Инициативная группа» прямо на месте попыталась разобраться в причинах таинственной смерти мужчины, прибегнув к испытанному, эффективному и безотказному, как полиграф, методу.
Конечно, полиграф, или «детектор лжи» не даёт стопроцентную гарантию изобличения виновного в преступлении. Но если виновный заранее установлен, то доказательство его вины становится лишь делом техники, особенно когда на стороне «правосудия» такое мощное подспорье, как «чистосердечное признание» преступника, которое, как известно, является «царицей доказательств». А у этой царицы всегда найдётся с добрый десяток верных помощников с ласковыми прозвищами - «слоник», «ласточка», «конвертик», «апельсин», «интернет», «супермаркет», «славка», ну и, разумеется, холодная голова, горячее сердце и чистые руки.
Осмелюсь предположить, что некоторые аналоги этого полезного инструментария вполне могут иметься в арсенале силовых структур африканских государств, денно и нощно беззаветно борющихся за раскрываемость многочисленных преступлений. Однако возможности и ресурсы полиции, особенно в сельских районах, не безграничны, и в тех случаях, где правоохранительные органы оказываются бессильны, выполнение задачи отправления правосудия частенько принимают на себя местные жители, привлекающие к расследованию «специалиста», который с лёгкостью помогает установить причину того или иного происшествия и указать на источник напасти, будь то пропажа курицы, засуха, неурожай, женское бесплодие, тяжёлое заболевание или таинственная смерть родственника.
На вооружении таких специалистов также имеется обширный арсенал средств – традиционных ритуалов с использованием амулетов, трав (и «травки»), заклинаний и, разумеется, силы убеждения. Излишне будет отметить, что значительная роль в подобных процедурах отводится способности шамана манипулировать сознанием простых, малообразованных людей, находящихся в плену страха и суеверия.
Жители деревни Кабоке, пришедшие на кладбище проститься с земляком, не поверили в естественные причины его ухода из жизни и решили выявить виновного в скоропостижной смерти г-на Кагунды. А дать однозначный ответ на извечный вопрос с обложки известного романа А.И. Герцена, на протяжении веков продолжающий терзать пытливые умы лучших представителей русской интеллигенции, должен был никто иной, как… гроб с самим усопшим.
Этот традиционный ритуал пользуется особой популярностью у жителей сельских районов Северо-западной провинции Замбии, однако сообщения о происшествиях, связанных с его применением, с пугающей частотой поступают из разных уголков страны, а также из других частей континента, в частности, из Сьерра Леоне или Кот-д’Ивуара на западе Африки.
Замбийские власти в лице правоохранительных органов с переменным успехом пытаются противодействовать этой порочной практике, а также подобным колдовским обрядам, которые ежегодно приносят в жертву суеверия сотни человеческих жизней, однако усилия государства наталкиваются на активное сопротивление неуправляемой толпы.
Жутковатый церемониал, наиболее известный под названием «чикондо», на языке народности лувале («чиконду» на языке лунда или «кикондо» на языке лози и кикаонде) означающим буквально «движущийся гроб», представляет собой зрелище не для слабонервных, хотя в коллекции видеохостинга Youtube, традиционно известного жёсткими ограничениями в отношении сцен насилия, можно при желании отыскать короткие ролики, выложенные свидетелями этого безумного представления. Обращает на себя внимание контраст между названием страшного ритуала и созвучным ему красивым женским и мужским именем Чиконди, ласкающим слух и потому весьма популярным на юге Африки. Ведь на языке чева Чиконди означает «любовь».
«Прелюдией» к обряду «чикондо», проводимому в день похорон, является тщательная подготовка лежащего в гробу усопшего, на лоб, руки и другие части тела которого наносятся особые препараты, травы, настойки и зелья из «аптечки» традиционного доктора, после чего, по свидетельству очевидцев, покойник начинает издавать хриплые звуки, напоминающие порой рычание собаки. Несколько крепких мужчин, водрузив гроб на плечи, начинают движение, которое то ускоряется, то замедляется, то неожиданно меняет направление и в какой-то момент становится всё более бессистемным и хаотичным, поскольку их действиями руководит покойник, который в конце концов приводит эту процессию к человеку или нескольким лицам, виновным в его смерти. «Чикондо» - это своего рода специфическая форма самообслуживания – покойнику самому предоставляется возможность перед своим погребением найти и покарать виновного в своей гибели.
Добравшись до цели, для чего нередко может понадобиться выламывание дверей, окон или даже проламывание стен в доме виновного, гроб с помощью носильщиков настигает злоумышленника, сбивает его с ног и начинает многократно «прохаживаться» по поверженному обидчику, буквально «утюжа» распростёртое на земле тело. В результате полученных тяжёлых травм человек, в большинстве случаев расстаётся с жизнью. После того, как «справедливость торжествует» и лицо или лица, виновные в смерти покойного примерно наказаны, умиротворённый покойник может быть предан земле.
«Скорбной процессии» с гробом господина Кагунды не пришлось преодолевать значительное расстояние до дома злоумышленника. Судилище произошло прямо на территории кладбища.
Роль «застрельщика» в этой процедуре досталась опытному, несмотря на молодой возраст, «дознавателю» - 25-летнему охотнику на ведьм, который своими заклинаниями обеспечил «разогрев» экзальтированных граждан до нужной кондиции. Доведённые до состояния транса активные участники этого импровизированного судебного процесса приняли на себя роль носильщиков, а заодно и функции исполнителей приговора после того как заговорённый гроб с покойником «безошибочно» выделил в толпе, собравшейся на кладбище, несколько безропотных жертв, избранных на роль «виновников» смерти Кагунды. В число «злоумышленников», которые якобы с помощью колдовских чар и заклинаний навели на мужчину порчу, попал господин Чисандо и четверо других участников похорон.
Используя в качестве тарана гроб, направляющий носильщиков в нужном направлении, вошедшие в раж линчеватели врезались в небольшую группу людей, сбив с ног нескольких человек, после чего, под одобрительный рёв расступившейся толпы, принялись кружить вокруг обречённых на смерть людей в диком неистовом хороводе, обрушивая на жертв свою увесистую ношу и буквально втаптывая их в землю.
Впоследствии, четверо пострадавших с серьёзными ранениями были доставлены в окружной госпиталь Мпонгве, тогда как несчастному господину Чисандо, которому больше всех досталось от скорых на расправу односельчан, помощь медиков уже не понадобилась. Получив травмы, несовместимые с жизнью, пожилой мужчина погиб на месте.
Вслед за ним скончался на больничной койке ещё один пострадавший от самосуда - 72-летний Диксон Чабала, который так и не оправился от тяжелейших увечий.
Уже в четверг, 14 июля, шеф полиции г-жа Катанга сообщила об аресте Роджерса Ньендвы, жителя соседней деревни Касумпилика, того самого молодого «охотника на ведьм», руководившего зверской расправой. Другие участники чудовищного самосуда, устроенного на территории сельского кладбища, пустились в бега.
☆☆☆
Тем временем, спустя всего пару дней аналогичное происшествие произвело много шума и вызвало немалый переполох в округе Чавума в соседней Северо-западной провинции Замбии.
В пятницу 15 июля 40-летний житель деревни Камбелембеле по имени Крис Сакапанга отправился на рыбалку, которая оказалась последней в его жизни. В тот же день его безжизненное тело было обнаружено на берегу реки Замбези без видимых признаков физического насилия.
Родственники покойного, исключив версию о естественных причинах скоропостижной смерти молодого здорового мужчины, как водится в таких случаях заподозрили, что к его гибели, разумеется, причастны колдовские силы.
Рассчитывая вывести на чистую воду злодеев, с помощью сатанинских заклинаний отправивших Сакапангу на тот свет, близкие покойного не придумали ничего лучшего, кроме как прибегнуть к испытанному средству – старому, доброму «чикондо».
Традиционный доктор, проведя магический обряд над гробом, наделил его сверхъестественными свойствами, после чего «заговорённый» ящик с покойником, подобно компасу, должен был указать безошибочный путь к домам злоумышленников. Четверо мужчин водрузили гроб на плечи, и, направляемые магическими силами, бодрым шагом устремились по верному следу.
Жители Чавумы стали свидетелями впечатляющего зрелища, наблюдая за тем как гроб, словно по реке, «плывёт» над головами людей во главе шумной, экзальтированной траурной процессии.
Спустя некоторое время, деревянный «проводник» привёл шумную толпу к домам трёх предполагаемых злодеев. Двое из них оказались дома, а третий успел спастись бегством. К участникам похоронной процессии присоединились жители соседних домов, приняв участие в самосуде над двумя попавшими под руку подозреваемыми.
Подоспевшие к месту экзекуции силы органов правопорядка попытались усмирить разбушевавшихся погромщиков, которые, несмотря на увещевания, не пожелали отказаться от своей затеи. И только применение слезоточивого газа позволило «образумить» и рассеять озверевшую толпу.
☆☆☆
В августе 2017 года похожая история произошла в округе Солвези в той же Северо-западной провинции. «Движущийся гроб» обратил гнев участников похоронной процессии против двух престарелых жителей общины в вождестве Муджиманзову, возложив вину за смерть 42-летнего Патрика Салиму, утонувшего накануне в заводи Мушингами, на близких родственников покойного - 76-летнего Ричарда Салиму и 70-летнего Освальда Чакабу.
Агрессивно настроенная толпа во главе с группой мужчин, несущих гроб с утопленником, проходя мимо дома, где проживали двое пожилых мужчин, резко сменила направление и, словно по команде, движимая невидимой силой, устремилась к жилищу стариков.
По заявлению комиссара полиции Северо-западной провинции Ауксенсио Даки, подтвердившего инцидент во время похорон Салиму, двое пострадавших в результате самосуда получили глубокие раны и обширные кровоподтёки в области головы, рук и ног, а также переломы рёбер и ушибы в области спины. Наиболее серьёзно, при этом, пострадал господин Чакаба, в критическом состоянии доставленный в местный медицинский центр Св. Дороти.
Г-н Дака сообщил также о том, что пустившиеся в бега главные зачинщики и непосредственные участники самосуда – некие Тито, Муквенда, Малама, Ричард, Фрэнсис Ншимби и Стэнли Мулонга объявлены в розыск. Полицейский начальник призвал сограждан положить конец варварской и бессмысленной практике «чикондо», объявленной государством вне закона, и предупредил об уголовной ответственности за любые насильственные действия, в том числе совершённые в отношении лиц, огульно обвиняемых в колдовстве.
☆☆☆
Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Уже в октябре 2017 года жители района Какилуфья сожгли дотла полицейский участок в округе Муфумбве, расположенном всё в той же Северо-западной провинции в 240 км от Солвези. Эта акция стала ответом на попытки стражей порядка помешать проведению очередного обряда «чикондо».
Местные жители вознамерились покарать подозреваемого в колдовстве мужчину, которого посчитали виновным в наведении порчи на неожиданно скончавшуюся накануне, в пятницу 13 октября, девочку по имени Марта Мингочи, ученицу 11-го класса местной средней школы им. Джайро Фумпо.
По сообщению руководителя пресс-службы замбийской полиции Эстер Катонго, сотрудники местных правоохранительных органов попытались пресечь проведение «чикондо» во время похорон Марты и потребовали от участников ритуальной процессии незамедлительно прекратить преследование подозреваемого в колдовстве мужчины и провести цивилизованный обряд погребения девочки в соответствии с христианскими традициями, не прибегая к бессмысленному насилию.
На настойчивые призывы полиции угомониться, озверевшая толпа ответила градом камней, обрушившихся на головы силовиков, которые вынуждены были отступить и укрыться в здании полицейского участка. Погромщики бросились вслед за полицейскими, а после того, как им не удалось проникнуть в отдел полиции, облили стены горючей жидкостью и подожгли здание.
В результате действий злоумышленников ожоги и травмы различной степени тяжести получили трое сотрудников полиции – сержант Тембо и констебли Камвенго и Мунанганду. От пожара пострадали два автомобиля – лёгкий грузовик Mitsubishi Canter, принадлежащий инспектору Калуньянге, и минивэн Toyota Noah, изъятый ранее по решению суда у местного гражданина Нельсона Нкинке и припаркованный возле полицейского участка сотрудниками службы судебных приставов, а также другое имущество, принадлежащее полиции.
Как отметила госпожа Катонго, этот драматический случай далеко не единственный пример в полицейской практике, когда склонные к насилию и вандализму граждане в момент глубокой скорби по безвременно ушедшим родственникам, друзьям и соседям с лихвой вымещают эмоции на государственном имуществе, нанося серьезный ущерб местной экономике и инфраструктуре. Пресс-секретарь полиции пообещала, что все виновные в этом инциденте будут обязательно найдены и понесут суровое наказание в соответствии с законодательством страны.
☆☆☆
В марте 2018 года в округе Каома (Западная провинция) состоялись похороны 47 летней незамужней женщины по имени Лилиан Канунга, жительницы небольшой деревушки Кальянгу, расположенной вблизи автомагистрали, соединяющей одноименный административный центр округа с Касемпой в Северо-западной провинции. Это, казалось бы, малопримечательное, хоть и печальное событие едва ли привлекло бы к себе особое внимание, если бы не таинственное происшествие, омрачившее церемонию прощания с усопшей.
Рано утром афтофургон Mitsubishi Canter доставил гроб с телом покойной к зданию местной Новоапостольской церкви для совершения поминальной службы. То, что произошло дальше, по своей зрелищности и загадочности без труда способно затмить поражающие воображение представления знаменитого иллюзиониста Дэвида Копперфилда.
Несколько человек вытащили гроб из кузова и неторопливо направились ко входу. Однако, по свидетельству многочисленных очевидцев, несмотря на то, что двери в храм были настежь распахнуты, на пути ритуальной группы, словно невидимая стена, возникло непреодолимое препятствие, не позволившее им переступить церковный порог. Было очевидно, что гроб с телом Лилиан категорически воспротивился намерению внести его в зал для отправления прощальной церемонии. Резко развернув своих носильщиков в противоположном направлении, оживший деревянный ящик устремился в сторону дороги, увлекая за собой участников траурной процессии.
Уже через пятнадцать-двадцать минут возбуждённая, многоголосая людская масса под предводительством взбесившегося саркофага топталась возле входа в дом, принадлежащий местному жителю, который, как поговаривали, частенько злоупотреблял общением с потусторонними силами и запросто мог удалённо спровадить Лилиан Канунгу на тот свет.
Под одобрительные возгласы столпившихся вокруг людей, гроб, вырвавшись из рук носильщиков, словно торпеда, выпущенная из торпедного отсека, с оглушительным грохотом врезался в оконный проём. Проломив оконную раму и усеяв пол градом стеклянных осколков, громадный ящик, обитый серым дермантином с приклеенным к крышке крестом из двух полосок светлой ткани, влетел в комнату и приземлился на штабеля картонных коробок, вперемешку с матрасами, баулами и ворохом тряпья сложенных у стены.
Тем временем, по указанию окружного комиссара полиции Кеннеди Мубанги, потребовавшего немедленно пресечь противозаконные действия, к месту происшествия были стянуты силы местной полиции, предпринявшие попытку разогнать заведённую до предела толпу, применив слезоточивый газ. Однако, оказавшись не в состоянии противостоять натиску значительно превосходящей их по численности возбуждённой, неуправляемой публики, полицейские были вынуждены вызвать подкрепление из соседней воинской части.
Подоспевшим на подмогу полиции военнослужащим удалось оттеснить бесчинствующую толпу, недовольную тем, что покойнице помешали восстановить справедливость и покарать злодея. Это позволило правоохранителям извлечь заметно «угомонившийся» гроб из поврежденного помещения и, преодолевая отчаянное сопротивление наиболее активных участников процессии, силой препроводить его к месту захоронения. Народ не остался в долгу, выместив своё недовольство действиями силовых структур на огромном чёрном внедорожнике с государственными номерами (GRZ), на котором к месту происшествия прибыло полицейское начальство в лице господина Мубанги.
Впоследствии, полиция объявила в розыск некоего «охотника за ведьмами», который, предположительно, был причастен к организации зловещего ритуала, спровоцировавшего стихийные беспорядки в округе. Как стало известно в ходе расследования, со скорбящих родственников, обращавшихся к нему в разное время с просьбами о «помощи», «чародей» в обмен на свои специфические услуги вымогал немалые суммы - от 1.500 до 5.000 квач (150-500 долл. США) в зависимости от расстояния и сложности задания.
По заявлению Кеннеди Мубанги, только в первом полугодии 2018 года тревожные сигналы о приключениях «самоходных» гробов, терроризирующих граждан, поступали в полицейские участки подотчётного ему округа не менее пяти раз.
☆☆☆
Буквально на днях ещё один «мстительный саркофаг» уже не впервые объявился в округе Масаити, на юго-востоке провинции Коппербелт, где, по заявлению полиции, самосуд с применением «чикондо» приобретает угрожающие масштабы.
В понедельник 13 августа 2018 года в учебном госпитале Ндолы тихо и мирно отошёл в мир иной некий Тимоти Банда, житель небольшого местечка под названием Мария Чимоно, расположенного на границе с ДРК.
Состоявшиеся через пару дней торжественные проводы односельчанина скорбящие граждане решили совместить с судебным процессом над «виновником торжества», как заведено в подобных случаях доверив эту ответственную миссию гробу с телом усопшего. А вину за смерть господина Банды обезумевший гроб, объятый жаждой мщения, не заморачиваясь сбором улик и неопровержимых доказательств, возложил на Спенсера Банду, родного сына покойного, направив траурную процессию к его дому.
Бурлящий людской поток, следуя незримым инструкциям покойника и сметая всё на своём пути, словно огненный хвост за кометой устремился вслед за гробом и в считанные минуты достиг цели. Возмущение толпы, жаждущей крови, было настолько велико, что его с лихвой хватило на соседние дома.
Первый удар «тарана» достался фасаду соседнего дома, оказавшегося на пути людского цунами. Потоптавшись у порога, «ритуальная группа» умудрилась сломать косяк двери и выбить пару окон в доме, пострадавшем в порядке сопутствующего ущерба. Словно спохватившись, гроб развернул процессию, ринувшуюся к дому Спенсера Банды, который по замыслу устроителей судилища колдовскими заговорами наслал на своего родителя безвременную кончину.
Добравшись, наконец, до цели, погромщики с нескольких попыток снесли дверь с петель и ворвались в дом «колдуна», который до прибытия линчевателей успел благоразумно покинуть жилище, прихватив с собой своих домочадцев. Не обнаружив внутри ни единой живой души, обезумевшая толпа принялась крушить всё что только попадалось под руку. В качестве завершающего аккорда дом был предан огню. Попутно досталось и ещё одному дому, находящемуся по соседству.
В очередной раз бессменная комиссар полиции провинции Коппербелт Черити Катанга выразила возмущение в адрес суеверных граждан, своими действиями нанёсших невосполнимый ущерб недвижимому имуществу семейства господина Банды. По счастливой случайности в этот раз обошлось без человеческих жертв.
К настоящему моменту полиции удалось задержать лишь одного подозреваемого в преступлении - 23-летнего молодого человека, тогда как его соучастники всё ещё находятся в бегах. В числе активных участников погрома, замеченных у гроба покойного, в рапорте госпожи Катанги фигурирует имя некоего Мэттьюза Фири, владельца местной продуктовой лавки. Следствие по делу продолжается.
А тем временем, невзирая на увещевания и угрозы со стороны государственных структур, скорбящие граждане в извечных поисках истины продолжают находить успокоение в старинной удалой забаве, устраивая «забеги» на длинные дистанции с прахом усопших на плечах. Словно беспощадная карающая десница, гроб на человеческих ногах продолжает преследовать и настигать своих жертв, многие из которых за всю свою жизнь и мухи не обидели. Ну разве что пару раз прихлопнули назойливого комара.
Обеспокоенность ситуацией в отдельных районах Замбии, где наблюдается активизация деятельности «охотников на ведьм», выражают представители Комиссии ООН по правам человека. Недобросовестные и нечистые на руку «ведуны» и «знахари» творят беспредел и беззаконие, нередко пользуясь покровительством традиционных лидеров (вождей местных племён) и представителей их администрации.
Чаще всего жертвой «охотников», умело манипулирующих сознанием толпы, становятся беззащитные пожилые люди, безапелляционно обвиняемые в занятии колдовством. Как правило, за этими обвинениями скрываются банальные корыстные мотивы. Нанятые местными жителями «шаманы» при попустительстве администрации в лице вождей занимаются вымогательством у несчастных, запуганных стариков, готовых расстаться со своим немногочисленным имуществом и денежными накоплениями под страхом смерти или изгнания из родных мест.
При этом в стране действует Закон о колдовстве (Раздел 90 Свода Законов Замбии), принятый ещё в далёком 1914 году, с целым рядом поправок, внесённых в последующие годы. Этот закон предусматривает различные нормы уголовной и административной ответственности в отношении лиц, не только вовлечённых в занятие колдовством, но и замеченных в противоправной деятельности, связанной с «охотой на ведьм».
Данная публикация, в которой затрагивается лишь узкий, специфический аспект такого загадочного и пугающего явления, как колдовство, дает, тем не менее определенное представление об эффективности законодательства и о том, насколько далеко за последний век продвинулось государство в борьбе с этим уродливым пережитком далёкого прошлого.
🔥🔥🔥
Игорь Швецов
Комментарии