Две недели назад, 22 сентября носороги земного шара с воодушевлением отмечали свой профессиональный праздник – Всемирный день носорога. Этот день был впервые анонсирован южно-африканским отделением Всемирного фонда дикой природы (WWF) в 2010 году. Появление этой даты в календаре важных международных событий с 2011 года стало возможным благодаря неутомимым усилиям двух женщин – Лизы Джейн Кэмпбелл, владелицы природоохранного заповедника Chishakwe Ranch в Зимбабве, и её единомышленницы – Ришьи Кота-Ларсен, основательницы и креативного директора образовательного и благотворительного проекта Annamiticus, базирующегося в Сакраменто (Калифорния) и созданного в интересах противодействия незаконной торговле объектами дикой природы, продвижения инициатив по усилению ответственности за преступления в сфере охраны животного мира, просветительской деятельности в области защиты вымирающих видов, в том числе носорогов.
Этот день объединяет сотрудников неправительственных организаций и работников зоопарков, учёных-зоологов и экологов, представителей деловых кругов и простых людей со всего света, неравнодушных к судьбе животного мира планеты. Его главная цель - сплотить человечество на борьбу с браконьерством и вдохновить людей на более активные и решительные меры, направленные на сохранение стремительно сокращающейся (по вине неистребимой людской алчности) популяции этих милых, очаровательных гигантов и (пока не поздно) их пяти основных видов (белого, чёрного, суматранского, яванского и индийского носорогов).
«Отгремели» «торжества» по случаю Всемирного дня носорога, отзвучали призывы на разных уровнях спасти редкий, исчезающий вид от неминуемой гибели, прошли акции, нацеленные на усиление мер по защите этих непарнокопытных млекопитающих от истребления… А уже на следующий день из Южной провинции Замбии поступило очередное печальное известие.
По-своему решили отметить Международный день носорога браконьеры, отметившиеся новым чудовищным злодеянием.
Немногочисленное «семейство» белых носорогов является едва ли не главной достопримечательностью и основным объектом притяжения посетителей небольшого Национального парка Mosi-oa-Tunya под Ливингстоном, на юго-западной границе которого стремительные воды реки Замбези, орушиваясь в широкую расщелину со 108-метровой высоты, превращаются в «грохочущий дым» водопада Виктория.
В воскресенье 23 октября под покровом ночи циничные и безжалостные убийцы хладнокровно расправились с Льюисом, самцом белого носорога и его подругой по имени Сепо, мирно и безмятежно щипавшими травку в буше. Безжизненное тело первого с отпиленным рогом было обнаружено в тот же день, а второго смертельно раненного и истекающего кровью, но сохранившего рог животного местные рейнджеры нашли на следующее утро.
Особенно прискорбным в этой связи представляется тот факт, что, по стойкому убеждению руководства Департамента национальных парков и дикой природы (подразделение Министерства по делам туризма и искусства Замбии), это преступление вряд ли могло быть совершено без пособничества со стороны кого-то из местных сотрудников службы военизированной охраны парка. Это предположение основывается на том обстоятельстве, что все эти редкие животные снабжены специальными радиометками и находятся под неусыпным наблюдением вооружённых сотрудников, отслеживающих их передвижения по территории заповедника в течение 24 часов в сутки.
Через пять дней после этого жестокого преступления при попытке сбыта двух носорожьих рогов возле здания музея Ливингстона полиция задержала пять человек, подозреваемых, в том числе, в возможной причастности к убийству двух носорогов в парке Mosi-oa-Tunya.
Среди арестованных – представители разных профессий: агент по продаже недвижимости, предприниматель, подрядчик и даже... два мировых судьи. Проводится тщательное расследование и в отношении заключённых под стражу сотрудников, в результате халатности, при попустительстве или пособничестве которых стало возможно это преступление.
Ещё полвека назад Замбия занимала третье место на континенте по поголовью носорогов (преимущественно чёрных), численность которых в 60-е годы оценивалась на уровне от 8 до 12 тысяч (!!!) особей, большая часть из которых (около 4 тысяч) обитала в Северной Луангве на востоке страны. Однако хищническое истребление животных к середине 90-х привело к их полному вымиранию на территории Замбии.
С 2003 года в рамках реализации специальной национальной программы по восстановлению численности носорогов началась постепенная реинтродукция популяции этих животных в ряде природоохранных зон. Современное поколение замбийских носорогов – «экспатрианты», завезенные в страну из ЮАР в течение последних 14-15 лет, многие из которых успели обзавестись здесь малочисленным потомством.
В настоящее время в стране насчитывается около четырёх десятков чёрных носорогов (преимущественно в северной Луангве) и всего 13 (теперь уже 11) белых носорогов, подавляющее большинство из которых в естественной среде обитания здесь можно встретить, в основном, лишь в парке под Ливингстоном. До недавнего времени в относительно молодом Национальном парке Лусаки (гостеприимно распахнувшим свои ворота для посетителей в июне 2015) проживали ещё два белых носорога, Табо и Кристина. После недавней смерти Кристины, Табо приходится доживать свой век в невыносимом одиночестве.
Остаётся только надеяться, что человечеству удастся найти эффективный механизм защиты животного мира на планете (от самого себя) раньше, чем у двуногих хищников не останется объектов для охоты.
🦏🤜🤺
Игорь Швецов
Комментарии