В правоохранительные органы Муфулиры (провинция Коппербелт) обратился 50-летний предприниматель, владелец автомастерской по имени Томас ван Ройерн. Мужчина явился в полицию с повинной, сознавшись в убийстве второй жены, 31-летней Бетшебы Наньинзы. По признанию женоубийцы, преступление было совершено на почве ревности после того, как он, якобы, застал свою благоверную в объятиях соперника.

Любопытно, что ревнивец, расправившийся с супругой, уличённой в неверности, был двоежёнцем. Следует отметить, что в условиях Замбии этот термин не носит негативной коннотации. Человек, одновременно женатый двумя и более браками, вовсе не обязательно является нарушителем закона.

Этот момент, пожалуй, нуждается в небольшом пояснении. Замбия – одна из немногих христианских стран, допускающих полигамные отношения. При этом, семейное право страны различает две разновидности брака, который может быть заключён либо в рамках Закона о браке, либо на основании обычного права. Первый заключается по христианским канонам в церкви или в уполномоченных государственных органах, занимающихся регистрацией актов гражданского состояния. В этом случае вопросы, связанные с последующим возможным расторжением брака, а также с защитой имущественных и прочих гражданских прав супругов (например, с оформлением наследства), относятся к компетенции мирового или Высокого суда. Супружеские отношения, регулируемые статутным правом, не позволяют мужьям, находящимся в браке, заводить вторую семью. Второй же тип брака, распространенный среди представителей отдельных этнических групп, чаще всего в сельской местности, заключается в соответствии с местными законами, нормами и традициями (обычным правом) и относится к компетенции местных судебных институтов и органов власти. Его неотъемлемой особенностью, в частности, является выплата «калыма» (так называемого lobola, сhimalo, impango или lubono) родителям невесты. Супруги, заключившие брак по местным законам, не могут рассчитывать на защиту своих материальных интересов (например, при разделе имущества) в государственных судебных инстанциях. Зато этот вид брака на вполне законных основаниях допускает множественные (вторые, третьи, четвертые, в зависимости от «аппетитов» и материальной обеспеченности мужа) браки. Вместе с тем, обязательным условием повторного брака является формальное согласие на последующие полигамные отношения, данное первой супругой до её вступления в брак.

🇷🇺 В России, как известно, у особо любвеобильных представителей мужского пола, затрудняющихся определиться со своими привязанностями, широко практикуется некая комбинированная, гибридная форма брака – официального и неофициального.

Итак, вплоть до совершения убийства жены Ван Ройерн, вполне открыто, не таясь, жил, что называется, на два дома. Большую часть времени он проживал в Ндоле (столице провинции Коппербелт) с первой женой и детьми, периодически наведываясь в Муфулиру (городок в 62 км к СЗ от Ндолы), где в частном доме по улице Сабина роуд в районе Нью Кансусва проживала его вторая законная супруга.

5 мая около часа ночи мужчина, припарковав машину возле своего второго дома в Муфулире, окрыл дверь своим ключом. Он не первый раз приезжал проведать вторую даму сердца без предупреждения, всякий раз рассчитывая сделать приятный сюрприз изнывающей от тоски женщине. Не зажигая свет, Томас на цыпочках направился в спальню, стараясь не разбудить супругу, будучи уверенным в том, что Бетшеба уже давно отошла ко сну. Однако внимание профессионального автомеханика, обладавшего чутким слухом, привлёк подозрительный скрип и протяжные, методичные вздохи, доносившиеся со стороны гостиной. Резко распахнув дверь и щёлкнув выключателем, мужчина застыл на пороге, пытаясь совладать с эмоциями, нахлынувшими вместе с заполнившим комнату светом и открывшейся его взору живописной картиной.

Застигнутый с чужой женой незнакомец, фигурировавший в полицейских сводках как Саймон, воспользовался временным замешательством, сполз с дивана, деловито подтянув приспущенные брюки, и попытался улизнуть через дверь в кухню. Уязвлённый предательством жены Томас ринулся в сторону обидчика, но ему помешала жена, проворно подбежавшая к выключателю, погасившая свет и схватившая мужа за руку. В завязавшейся между супругами потасовке мужчина слегка поколотил изменщицу.

В конце концов Томасу удалось преодолеть отчаянное сопротивление жены, с остервенением вступившейся за любовника, и выскочить на улицу вслед за своим обидчиком. Однако, когда он сел в машину с твёрдым намерением продолжить преследование соперника, соседнее кресло заняла жена, и они вдвоём отправились в строну Ндолы, не прекращая взаимную перепалку.

Через несколько сотен метров Ван Ройерн остановил машину неподалёку от местного кладбища, расположенного вдоль Сабина роуд, после чего пара с новой силой продолжила бурное выяснение отношений.

В пылу ссоры разъярённый мужчина схватил увесистый железный прут, которым нанёс супруге несколько ударов по голове, в результате чего у той открылось обильное кровотечение из носоглотки. С остекленевшим взглядом женщина, захрипев, повалилась на бок и задёргалась в мелких конвульсиях.

Осознав, что жена не подаёт признаков жизни, Ван Ройерн поехал с бездыханным телом, в неестественной позе застывшим на пассажирском сиденье, в район Памодзи в Ндоле, где проживал с первой женой. Воспользовавшись отсутствием домочадцев, находившихся в тот момент в отъезде, Ройерн под покровом ночи перенес труп в подвальное помещение и поместил его в морозильную камеру, после чего отправился назад в Муфулиру.

Родственники убитой женщины, обеспокоенные её длительным отсутствием, принялись задавать «безутешному» супругу неудобные вопросы. В результате, не выдержав невыносимых мук совести, Ван Ройерн сдался полиции, которая, нагрянув с обыском в дом на Сабина роуд, обнаружила в морозильнике труп несчастной женщины и предъявила мужчине обвинение в жестоком убийстве.

Игорь Швецов